Азербайджанский тар: национальная музыка и проекты реконструкции инструмента

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
тар, мугам, традиционная музыка, национальная культура, Азербайджан
Автор
Анэта Стшемжальска
Сведения об авторе
https://orcid.org/0000-0001-5411-0772
Магистр культурной антропологии, ассоциированный сотрудник факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге:
Российская Федерация, 191187, г. СанктПетербург, Гагаринская ул., д. 6/1, А;
тел.: +7 (812) 386-7637; e-mail: astrzemzalska@gmail.com
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2021.22.1.004
Аннотация

Тар — ​это струнный щипковый музыкальный инструмент с длинной шейкой, который играет важнейшую роль как в традиционной, так и в классической музыке Азербайджана, находится в центре дискуссий о природе национальной музыки и занимает важное место в культурной политике страны. В данной статье рассматриваются исторические и политические обстоятельства появления и распространения тара на Кавказе, а также анализируется современная практика игры на нем. Проведение в XIX в. музыкантом Садыхджаном реконструкции тара и введение новых приемов игры на нем способствовали популяризации инструмента в Азербайджане. В ходе этого процесса в первых десятилетиях ХХ в. тар стал основой национальной музыкальной школы, и под его звучание были настроены другие народные инструменты, входящие в состав профессиональных музыкальных коллективов. Однако приспособление азербайджанской модальной музыкальной системы к европейской 12-тоновой темперации потребовало последующей реконструкции тара, которая ограничила возможности создания микротоновых звуков на инструменте. В зависимости от уровня сохранения традиционной техники исполнения сегодня различают три главные школы исполнения на таре. Они обогащаются новыми проектами реконструкции инструмента, направленными на сохранение, возрождение, популяризацию досоветской техники игры на нем

Список литературы

Источники и материалы

Гурбан-Ализаде 2009 — ​Гурбан-Ализаде Ш. 62 Пророк восточной музыки — ​Джаббар Гарягды оглу // Эхо. 2009. 14 ноября. С. 12. URL: http://www.anl.az/down/meqale/exo/exo_ noyabr2009/97861.htm 30.03.2020)

ПМА 1 — ​Полевые материалы автора. Июнь 2015 г.

ПМА 2 — ​Полевые материалы автора. Сентябрь — ​октябрь 2015 г.

ПМА 3 — ​Полевые материалы автора. обращения: Март — ​апрель 2016 г.

ПМА 4 — ​Полевые материалы автора. Октябрь — ​декабрь 2016 г.

ПМА 5 — ​Полевые материалы автора. Апрель 2018 г.

ПМА 6 — ​Полевые материалы автора. Июнь 2019 г.

Xəlilzadə 2012 — ​Xəlilzadə F. Naleyi-ney, nəğmeyi-tar // Mədəniyyət. 2012. URL: http:// medeniyyet.az/page/news/19286/Naleyineynegmeyitar.html?lang=en (дата обращения: 30.03.2020).

 

Исследования

Керими 2014 — ​Керими М. Древние музыкальные инструменты // История музыки Азербайджана (от древних времен до ХХ века) / Под ред. К. Абдуллаева. Баку: Элм, 2014. С. 209–244.

Шушинский 1968 — ​Шушинский Ф. Шуша. Баку: Азерб. гос. изд-во, 1968. Шихалиев 2015 — ​Шихалиев И. Ладовая
теория азербайджанской музыки. Сумгаит: Сумгаит. муз. колледж, 2015.

Babayev 1992 — ​Babayev E. Sadıqcanın tarı harda qaldı? // Qobustan. 1992. № 3–4. P. 46–47.

Dahlhaus 1980 — ​Dahlhaus С. Nationalism and Music // Between Romanticism and Modernism: Four Studies in the Music of the Later Nineteenth Century. Berkeley: University of California Press, 1980.

Dahlhaus 1989 — ​Dahlhaus С. NineteenthCentury Music. Berkeley: University of California Press, 1989.

Dessiatnitchenko 2017 — ​Dessiatnitchenko P.  Musical and Ontological Possibilities of Mugham Creativity in Pre-Soviet, Soviet, and Post-Soviet Azerbaijan. PhD dis. Toronto, 2017.

Dzhani-zade 1998 — ​Dzhani-zade T. Azerbaijani Instrumental Mugham Features in the Context of Islamic Civilization // Maqam Traditions of Turkic Peoples. Proc. of the Fourth Meeting of ICTM Study Group “Maqam” / Ed. by J. Elsner, G. Jahnichen. Berlin: Trafo, 1998. P. 57–75.

During 2005 — ​During J. Power, Authority, and Music in the Cultures of Inner Asia // Ethnomusicology Forum. 2005. № 14 (2). P. 143–164.

During 2013 — ​During J. Notes sur le tar azerbaïdjanais // Mahoor Music Quarterly. 2013. Vol. 15. № 58 (Winter). P. 1–15. URL: https://www. academia.edu/5877206/ on_the_Persian_and_ Azerbaijani_tar (дата обращения: 23.07.2020).

Huseynova 2016 — ​Huseynova A. Music of Azerbaijan: From Mugham to Opera. Bloomington: Indiana University Press, 2016.

Levin 1984 — ​Levin T. The Music and Tradition of the Bukharan Shashmaqam in Soviet Uzbekistan. PhD dis. Princeton, 1984.

Naroditskaya 2002 — ​Naroditskaya I. Song from the Land of Fire: Continuity and Change in Azerbaijanian Mugham. N. Y.: Routledge, 2002.

Şuşinski 1985 — ​Şuşinski F. Azərbaycan xalq musiqiçiləri. Bakı: Yazıçı, 1985.

Şuşinski 2007 — ​Şuşinski F. Sadıqcan. Bakı: Azərnəşr, 2007. 

Для цитирования

Стшемжальска А. Азербайджанский тар: национальная музыка и проекты реконструкции инструмента // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 1. С. 53–64.