Бог, дух и дьявол. Статус и образ керемета в современном марийском фольклоре

Альманах
Ключевые слова
керемет, марийский фольклор, несказочная проза, марийские боги
Автор
Д.Ю. Ефремова, Г.Ю. Устьянцев
Сведения об авторе
Диана Юрьевна Ефремова
https://orcid.org/0000-0003-3235-5001
Кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Национального музея Республики Марий Эл им. Тимофея Евсеева:
Российская Федерация, Республика Марий Эл, 424006, г. Йошкар-Ола, ул. Советская, д. 153;
тел.: +7 (8326) 34-75-30; e-mail: diana-efremva@ yandex.ru

Герман Юрьевич Устьянцев
https://orcid.org/0000-0003-0655-3127
Аспирант Центра европейских исследований Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН:
Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;
тел.: +7 (495) 938-18-20; e-mail: ustyan-93@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
10.26158/TK.2020.21.1.008
Аннотация

В данной работе авторы исследуют образ керемета, персонажа марийской несказочной прозы, в современных нарративах. На основе корпуса устных текстов авторы анализируют существующие в настоящее время представления о керемете, его визуальных характеристиках и статусе в семиотической системе марийского фольклора. Особое внимание в статье уделено интерпретациям образа носителями традиции —  респондентами. Исследователи выявили основные статусы, предписываемые керемету в марийском фольклоре (божество, дух и т. д.), а также атрибуты и функции, которыми наделяют его рассказчики. Помимо этого, авторы сравнивают записанные материалы с более ранними свидетельствами этнографов, что позволяет выявить трансформацию образа керемета в несказочной прозе. Актуальность работы заключается в попытке исследователей рассмотреть различные подходы респондентов к керемету в зависимости от их личной вовлеченности в дискурс фольклора. В работе отражена неоднородность и противоречивость образа керемета, а также разнообразие его интерпретаций в современной марийской культуре.

Статья основана на анализе устных текстов, собранных исследователями в Кировской области и Республике Марий Эл в 2015–2019 гг. 

Список литературы

Источники и материалы

Васильев 1904 —  Васильев М. Г. О киреметях у чуваш и черемис. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1904. Никанор 1910 —  Никанор. Черемисы и языческие верования их. Казань: Центр. типогр., 1910.

Риттих 1870  —  Риттих А. Ф. Материалы для этнографии России: Казанская губерния. Казань, часть вторая, 1870. URL: http://elib.shpl. ru/ru/nodes/14839-ch-2-tatary-mescheryakichuvashi-cheremisy-votyaki-mordva-1970 (дата обращения: 01.10.2019).

МЭЭ1 —  Материалы экспедиции в ЙошкарОлу, Моркинский, Оршанский и  Медведевский р-ны Республики Марий Эл. Апрель 2017 г.

МЭЭ2 —  Материалы экспедиции в ЙошкарОлу, Моркинский, Звениговский, Волжский и  Медведевский р-ны Республики Марий Эл. Август 2019 г.

Семенов 1893  —  Семенов Т. С. Черемисы. М.: Типогр. А. И. Снегиревой, 1893.

ЮВЭЭ1 —  Материалы Южно-Вятской этнографической экспедиции кафедры этнологии МГУ им. М. В. Ломоносова в Уржумский р-н Кировской обл. Июль —  август 2015 г.

ЮВЭЭ2 —  Материалы Южно-Вятской этнографической экспедиции кафедры этнологии МГУ им. М. В. Ломоносова в Малмыжский р-не Кировской обл. Июль —  август 2017 г. Яковлев 1887  —  Яковлев  Г.  Религиозные обряды черемис. Казань: Тип. и литогр. В. М. Ключникова, 1887.

 

Исследования

Антонов 2013  —  Антонов Д. С. Падшие ангелы vs черти народной демонологии // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах / Отв. ред. и сост. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. Вып. 2. М.: РГГУ, 2013. С. 45–56.

Веселова 2011 —  Веселова И. С. Нарратология повседневности: от легенды до биографии. СПб.: Филол. факультет СПбГУ, 2011.

Давыдова 1999 —  Давыдова Ю. А. «Иисусова елка» и Ага-барьям // Живая старина. 1999. № 2. С. 16–18.

Молотова 2010 —  Молотова Т. Л. Марийцы«язычники» в  Урало-Поволжье: история и  современность // Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья / Е. А. Ягафова, Е. С. Данилко и  др.; Под ред. Е. А. Ягафовой. Самара: Изд-во ПГСГА, 2010. С. 71–89.

Померанцева 1975 —  Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975.

Попов 2013 —  Попов Н. С. Народные верования и знания. Религиозные верования // Марийцы: Историко-этнографические очерки / Ред. Н. С. Попов, Г. А. Сепеев, Т. Л. Молотова. Йошкар-Ола: МарНИИИЯЛИ, 2013. С. 287–325.

Пропп 1928  —  Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928.

Смирнов 2014 —  Смирнов И. Н. Черемисы: историко-этнографический очерк: Статьи / Вступ. ст. К. Н. Санукова. Йошкар-Ола: РОО РМЭ ПРМ «СММ У  вий» (Молодая сила), 2014. (Историческое наследие марийского народа).

Тойдыбекова 1997 —  Тойдыбекова Л. С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Йоенсуу: University of Joensuu, 1997.

Тойдыбекова 2007 —  Тойдыбекова Л. С. Марийская мифология: Этнографический справочник. Йошкар-Ола: Марийская бумажная компания, 2007.

Токарев 1964  —  Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1964.

Шкалина 2009 —  Шкалина Г. Е. Добро и зло в марийской мифологии // Финно-угорский мир. 2009. № 2. С. 80–83.

Для цитирования

Ефремова Д. Ю., Устьянцев Г. Ю. Бог, дух и дьявол. Статус и образ керемета в современном марийском фольклоре // Традиционная культура. 2020.  Т. 21. № 1. С. 114–123.