Богородичная тема в русском фольклоре и юридико-сакральное пространство Древней Руси

Альманах
Ключевые слова
Богородица, Мать сыра земля, сфрагистика, Устав князя Владимира, фольклор
Автор
Таисия Валерьевна Хлыбова
Сведения об авторе
Таисия Валерьевна Хлыбова
https://orcid.org/0000-0001-5895-3400
Кандидат филологических наук, независимый исследователь:
Российская Федерация, г. Москва; e-mail: tkhlybova@yandex.ruч
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2023.24.3.013
Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния церковной традиции на формирование образа Богородицы в народной культуре. К анализу темы привлечены данные древнерусской сфрагистики (печати митрополитов и епископов) и юридические документы («Устав князя Владимира»). Автор считает, что эти материалы не нашли достаточного отражения в изучении народной религиозности и, включив их в исследовательский багаж, предлагает свою интерпретацию причины популярности Божией Матери в фольклорных текстах, которая связана с осознанием Богородицы как символа Церкви, что ярко проявляется в наличии изображения Святой Девы на печатях митрополитов и епископов, в распространенности богородичных храмов в домонгольский период, и с причастностью Церкви к судебному праву Древней Руси. Наблюдения, сделанные в статье, дополняют аргументацию сторонников гипотезы раннего влияния христианства на развитие сюжетного, образного, идейного строя русского фольклора, его поэтико-стилистических и вербальных особенностей. Выводы статьи, как и привлеченные данные, послужат материалом для дальнейших исследований в области народного православия и переосмысления роли Церкви в формировании многих фольклорных мотивов и образов, связанных с русской религиозностью.

Список литературы

Источники и материалы

Буслаев 1990 — Буслаев Ф. И. О литературе: Исследования. Статьи / Сост., вступ. ст., прим. Э. Афанасьева. М.: Худ. лит., 1990.

Варенцов 1860 — Сборник русских духовных стихов / Сост. В. Г. Варенцовым. СПб.: Д. Е. Кожанчиков, 1860.

Гильфердинг
1873 — Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Т. I. СПб.: Тип. Имп. АН, 1873.

Кирша Данилов 2000 — Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / Под ред. А. А. Горелова. СПб.: Тропа Троянова, 2000.

Кляус 1997 — Кляус В. Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. М.: Наследие, 1997.

Макарий (Булгаков) 1995 — Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. II. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995.

Марков 1910 — Марков А. В. Определение хронологии русских духовных стихов в связи с вопросом об их происхождении // Богословский Вестник. 1910. Т. 2. № 6. С. 357–367.

Попов 1883 — Попов А. В. Влияние церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа, и в частности на народную словесность, в древний допетровский период. Казань: Тип. Ун-та, 1883.

Рыбников 1861 — Песни, собранные П. Н. Рыб­никовым. Ч. 1: Народные былины, старины и побывальщины. М.: В тип. А. Семена, 1861.

Самарин 1918 — Самарин Д. Ф. Богородица в русском народном православии // Русская мысль. Ежемесячное литературно-политиче-ское издание. 1918. № III–VI. М.; П., 1918. С. 1–38.

Селиванов 2004 — Народные духовные стихи / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М.: Русская книга, 2004.

Сергий (Булгаков) 1927 — Сергий (Булгаков), протоиерей. Купина Неопалимая: Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. Париж, 1927.

Смирнов 1899 — Смирнов С. Древнерусский духовник: Очерк. Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой, 1899.

Тихонравов 1898 — Тихонравов Н. С. Калеки перехожие: Сочинения: В 3 т. Т. 1: Древняя русская литература. М.: М. и С. Сабашниковы, 1898. С. 326–358.

Уставы 1976 — Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. / Изд. подгот. Я. Н. Щапов. М.: Наука, 1976.

Устав 2003 — Устав святого князя Владимира, крестившего Русскую землю (Синодальная редакция): Перевод // Кутафин О. Е., Лебедев В. М., Семигин Г. Ю. Судебная власть в России: история, документы: В 6 т. Т. I. М.: Мысль, 2003. С. 542.

Федотов 1991 — Федотов Г. П. Стихи духовные: (Русская народная вера по духовным стихам). М.: Прогресс, Гнозис, 1991.

 

Исследования

Аверинцев 1972 — Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М.: Наука, 1972. С. 25–49.

Белова, Виноградова, Топорков 1999 — Белова О. В., Виноградова Л. Н., Топорков А. Л. Земля // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки) / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 315–321.

Комарович 1960 — Комарович В. Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI–XIII вв. // ТОДРЛ. Т. XVI / Отв. ред. Д. С. Лихачев. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 84–104.

Кузнецова 2012 — Кузнецова В. С. Легенды о переплывающей реку Богородице в русской фольклорной Библии // Критика и семиотика. Вып. 16. Новосибирск, М., 2012. С. 163–185.

Купранис 1999 — Купранис А. А. Датированные печати иерархов русской церкви (домонгольский период) // Восточноевропейский археологический журнал. 1999. № 1(1). [Электронный ресурс]. URL: http://archaeology.kiev. ua/journal/011299/kupranis.htm (дата обращения: 21.04.2023).

Никитина 1991 — Никитина С. Е. «Стихи духовные» Г. Федотова и русские духовные стихи // Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М.: Прогресс: Гнозис, 1991. С. 137–153.

Панченко 2002 — Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.: ОГИ, 2002.

Панченко 2004 — Панченко А. А. Мать или мачеха? // Отечественные записки. 2004. № 1. С. 401–407.

Селиванов 1995 — Селиванов Ф. М. Русские народные духовные стихи: Учеб. пособие для филол. фак-тов. МарГУ, 1995.

Толстой 1995 — Толстой Н. И. Богородица // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 1: А — Г / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 1995. С. 217–219.

Топорков 1984 — Топорков А. Л. Материалы по славянскому язычеству. (Культ материсырой земли в дер. Присно) // Древнерусская литература. Источниковедение. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1984. С. 222–233.

Топорков 1995 — Топорков А. Л. Эротика в русском фольклоре // Русский эротический фольклор: Песни. Обряды и обрядовый фольклор. Народный театр. Заговоры. Загадки. Частушки / Сост. и науч. ред. А. Топоркова. М.: Ладомир, 1995. С. 5–18.

Успенский 1981 — Успенский Б. А. Религиозно-мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Структура текста‑81: Тез. симпозиума. М.: Ин-т славяноведения и балканистики АН СССР, 1981. С. 49–53.

Фадеева 2000 — Фадеева Л. В. Богородица в русских заговорах. (Роль христианских источников в формировании образа): Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2000.

Фадеева 2019 — Фадеева Л. В. Икона и книжная легенда в русском фольклоре. М.: Индрик, 2019.

Федотов 1991 — Федотов Г. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М.: Прогресс: Гнозис, 1991.

Шеваренкова 2004 — Шеваренкова Ю. М. Исследования в области русской фольклорной легенды. Н. Новгород: Растр-НН, 2004.

Щапов 1989 — Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси, X–XIII вв. М.: Наука, 1989.

Янин 1970 — Янин В. Л. Актовые печати X–XV вв.: В 2 т. Т. I: Печати X — начала XIII в. М.: Наука, 1970.

Сaporael 1976 — Сaporael, Linnda. Ergotism: The Satan Loosed in Salem // Science. Vol. 192. № 4234 (2 April 1976). P. 21–26. [Электронный ресурс]. URL: https://personal.tcu.edu/gsmith/ GraduateCourse/Colonial%20PDF%20Articles/ Ergotism-Caporael.pdf (Дата обращения: 21.04.2023).

Для цитирования

Хлыбова Т. В. Богородичная тема в русском фольклоре и юридико-сакральное пространство Древней Руси // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 3. С. 158–169.