Фольклор китайских золотодобывающих артелей в Маньчжурии конца XIX — начала XX в.

Альманах
Ключевые слова
золотодобывающие артели, Маньчжурия, мифология, фольклор, Закон Тайги, «узел», побратимство, Цзинь Лао Батоу
Автор
Чжао Хайбо
Сведения об авторе
orcid.org/0000-0002-9521-2211
Научный сотрудник Центра изучения дальневосточной эмиграции Амурского государственного университета:
Российская Федерация, 675027, г. Благовещенск, Амурская обл., Игнатьевское шоссе, д. 26,
тел.: +7 (426) 223-45-14, e-mail: 446789828@qq.com
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2025.26.2.010
Аннотация

В статье представлен обзор фольклорной традиции китайских золотодобывающих артелей, сложившейся на территории Маньчжурии в условиях дальневосточного фронтира. В результате мощного миграционного процесса середины XIX — начала XX в., вошедшего в историю под названием «Прорыв в Гуаньдун», на Северо-Востоке Китая стали возникать и развиваться разнообразные промысловые артели, чей состав определяли ханьские переселенцы. В их духовных практиках и фольклорном творчестве соединялась общеханьская религиозная традиция, религиозные обычаи родных регионов и ритуально-мифологический комплекс жителей дальневосточного фронтира. Как и в других специальных артелях («тружеников леса», «тружеников воды»), полиэтническая мифология дальневосточного фронтира синкретизировалась в фольклоре «тружеников гор» (золотоискателей) с народной религией ханьского населения Центрального Китая (закон побратимства — с Законом Тайги; вера в локальных богов — с представлением о Лао Батоу артели и т. д.). Опираясь на промысловые практики золотодобычи и специфическую систему религиозных традиций и ритуалов, китайские артельщики создали развернутую систему фольклорных жанров, обогащающих их культуру и выражающую особый способ самосознания.

Список литературы

Источники и материалы

Баранов 1999 — Баранов И. Г. Верования и обычаи китайцев. М.: Муравей-Гайд, 1999.

Бичурин 1848 — Бичурин Н. Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. Ч. 1–4. СПб.: О. В. Базунов, 1848.

Граве 1912 — Граве В. В. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье. СПб.: В тип. В. Ф. Киршбаума, 1912.

Кляус 2022 — Кляус В. Л. Русский фольклор на сопках Маньчжурии. М.: ИМЛИ РАН, 2022.

Лю 1987 — 李澍田主编. 刘建封撰 (清). 长白丛书 长白山江岗志略. — 长春: 吉林文史出 版社, 1987. 页. 279–435 [Под ред. Ли Шутяня. Написано Лю Цзяньфэном (династия Цин). Серия Чанбайшань: Летописи рек и гор в Чанбайшане. Чанчунь: Изд-во литературы и истории Цзилиня, 1987. С. 279–435].

Маак 1859 — Маак Р. К. Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отдела Императорского русского географического общества в 1855 г. Р. К. Маа­ком». СПб.: Изд. члена-соревнователя Сиб. отд. С. Ф. Соловьева. Репринт. изд. 1859 г. СПб., 2007.

Максимов 1864 — Максимов С. В. На Востоке. Поездка на Амур (в 1860–1861 годах): Дорожные заметки и воспоминания С. Максимова. СПб.: Тип. т-ва «Обществ. польза», 1864.

Максимов 1898 — Максимов А. Я. На Далеком Востоке: Полн. [ил.] собр. соч. Кн. 1–10. СПб.: М. К. Максимова, 1898.

Сказки Цзилиня 1990 — 吉林民间故事选萃 1949–1989 / 夏映月, 曹保明主编. 长春, 1990 [Избранные народные сказки Цзилиня 1949– 1989 / Под ред. Ся Инъюэ и Цао Баомина. Чанчунь: Таймс, 1990].

Элиасов 1958 — Элиасов Л. Е. Русский фольклор Восточной Сибири. Собиратели и исследователи русской народной поэзии Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1958.

 

Исследования

Ахметшин 2017 — Ахметшин Б. Горняцкие легенды и предания народов Урала // Ватандаш. 2017. № 7. С. 163–187.

Блажес 1983 — Блажес В. В. Рабочие предания родины Бажова // Фольклор Урала. [Вып. 7]: Бытование фольклора в современности (на материале экспедиций 60–80 годов). Свердловск: [Урал. гос. ун-т], 1983.С. 5–22.

Забияко 2016 — Забияко А. А. Ментальность дальневосточного фронтира: культура и литература русского Харбина. Новосибирск: Изд-во Сиб. отд-ния РАН, 2016.

Забияко 2016а — Забияко А. П. Порубежье как данность человеческого бытия // Вопросы философии. 2016. № 11. С. 26–36.

Забияко, Е 2023 — Забияко А. А., Е Янян. «Чудо-корешок» женьшень: от китайских легенд к художественной этнографии дальневосточных писателей (В. К. Арсеньев, Н. А. Байков и др.) // Русская словесность. 2023. № 2. С. 93–106.

Забияко, Чжао, Е 2025 — Забияко А. А., Чжао Хайбо, Е Янян. Религиозные традиции китайских «тружеников леса» в Маньчжурии (середина XIX — начало XX в.) // Религиоведение. 2025. № 1. С. 53–66.

История добычи золота 2004 — 招远采金及 中国黄金工业回顾 / 宫润潭, 朱奉三编著; 魏有志主编. 北京, 2004 [История добычи золота Чжаоюань и обзор золотодобывающей промышленности Китая / Под ред. Го Жуньтань, Чжу Фэнсань и Вэй Ючжи. Пекин, 2004].

Кругляшова 1974 — Кругляшова В. П. Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора. Свердловск: [Урал. ун-т], 1974.

Лю 2005 — 刘启星. 漠河见闻 // 贵阳文史. 2005. № 2. 页. 40–41 [Лю Цисин. Кругозор о Мохэ // Литература и история Гуйяна. 2005. № 2. С. 40–41].

Ма 2000 — 马英俊. 古今中外话黄金. 沈阳, 2000 [Ма Инцзюнь. Древние и современные, китайские и иностранные истории о золоте. Шэньян, 2000].

Наконечная 1991 — Наконечная О. Л. Устные рассказы золотодобытчиков Урала (тематико-сюжетные циклы, персонажи, особенности стиля): Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.09. М., 1991. Наконечная 2000 —

Наконечная О. Л. Демонология рабочих преданий Урала // Традиционная культура. 2000. № 1. С. 39–47.

Наконечная 2004 — Наконечная О. Л. Концепт «золото» в фольклоре золотоискателей Урала // Дергачевские чтения — 2002. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: Матер. VI Всерос. науч. конф. (Екатеринбург, 2–3 октября 2002 г.) Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. С. 44–46.

Се 2004 — 谢小华. 光绪年间开办黑龙江 漠河金矿史料(上) // 历史档案. 2004. № 2, 5, 8 [Се Сяохуа. Исторические материалы об открытии мохэских приисков провинции Хэйлунцзян под девизами Гуансюй // Исторические архивы. 2004. № 2, 5, 8].

Сунь 1996 — 孙树发. 山神老把头及其祭拜习俗 // 民俗研究. 1996. № 4. 页. 73–79 [Сунь Шуфа. Горный бог Лао Батоу и традиции его церемонии поклонения предкам // Фольклорные исследования. 1996. № 4. С. 73–79].

Сунь, Чжан, Лю 2017 — 孙卫东, 张立群,刘倡. 老把头孙良故事 // 人参研究. 2017. № 4. 页. 53–55 [Сунь Вэйдун, Чжан Лицюнь, Лю Чан. История Лао Батоу Сунь Ляна // Исследования женьшеня. 2017. № 4. С. 53–55].

Сунь, Чжао 2013 — 孙喜军, 赵耀宗. 黄 金史诗. 哈尔滨, 2013 [Сунь Сицзюнь, Чжао Яоцзун. Золотой эпос. Харбин, 2013].

Тянь 2008 — 田子馥著. 曹保明文化人类学. 长春, 2008 [Тянь Цзыфу. Культурная антропология Цао Баомина. Чанчунь, 2008].

Цао 1992 — 曹保明著. 中国东北行帮.长春: 时代文艺出版社, 1992 [Цао Баомин. Странствующие артели Северо-Восточного Китая. Чанчунь, 1992].

Цао 1999 — 曹保明. 淘金. 长春, 1999 [Цао Баомин. Золотоискатели. Чанчунь, 1999].

Цао 2001 — 曹保明. 乌拉手记–东北民俗田野考察. 北京, 2001 [Цао Баомин. Справочник Ула: полевое исследование северо-восточного фольклора. Пекин, 2001].

Цао 2020 — 曹保明, 廖娟. 东北奇事. 长春, 2020 [Цао Баомин, Ляо Цзюань. Странные истории Северо-Восточного Китая. Чанчунь, 2020].

Цзя, Ли 1998 — 贾熟村. 创办漠河金矿的李金镛 // 江海学刊. 1998. № 5. 页.136–141 [Цзя Шуцунь, Ли Цзиньюн. Основатель золотого прииска Мохэ // Журнал Цзянхай. 1998. № 5. С. 136–141].

Чжоу, Хэ 2012 — 周秋光, 贺永田. 李金 镛与晚清义赈 // 湖南师范大学社会科学学报. 2012. № 41. 页. 97–100 [Чжоу Цюгуан, Хэ Юнтянь. Ли Цзиньюн и благотворительная помощь в эпоху поздней династии Цин // Журнал социальных наук Хунаньского педагогического университета. 2012. № 41. С. 97–100].

Юань, Чжэн, Цю 1982 — 袁长极, 郑洪文, 邱艾生. 清代山东水旱自然灾害. 济南, 1982 [Юань Чанцзи, Чжэн Хунвэнь, Цю Айшэн. Стихийные бедствия в Шаньдуне в период правления династии Цин. Цзинань, 1982]

Юэ 2016 — 岳永逸. 革“弊”?中国人-神敬拜 的礼俗辩证 // 民俗研究. 2016. № 4. 页. 54–157 [Юэ Юнъи. Диалектика этикета и обычаев поклонения китайскому богу // Фольклористика. 2016. № 4. С. 54–157].

Ян 2011 — 杨子葶. 近代«闯关东»的历史 探源及其影响 // 安徽文学 (下半月). 2011. № 8. 页. 160 [Ян Цзыбэй. История современного «прорыва в Гуаньдун» и его влияние // Аньхойская литература (вторая половина). 2011. № 8. С. 160].

Для цитирования

Чжао Хайбо. Фольклор китайских золотодобывающих артелей в Маньчжурии конца XIX — начала XX в. // Традиционная культура. 2025. Т. 26. № 2. С. 137–150.