К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИКИ ЗВУКОВЫСОТНОГО АНАЛИЗА ЮЖНОРУССКОЙ ПРОТЯЖНОЙ ПЕСНИ

Альманах
Ключевые слова
лад, модальность, интонирование, спектрограмма, тембр
Автор
А.Б. ОХЛОБЫСТИНА, Т.А.СТАРОСТИНА
Сведения об авторе
АНАСТАСИЯ БОРИСОВНА ОХЛОБЫСТИНА
https://orcid.org/0000-0002-8379-3776
Заведующая производственной практикой, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского:
Российская Федерация, 121069, г. Москва, Мерзляковский переулок, д. 11;
тел.: + 7 (495) 691-05-54; e-mail: a.okhlobystina@yandex.ru

ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА СТАРОСТИНА
https://orcid.org/0000-0002-5357-8696
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки историко-теоретического факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского:
Российская Федерация, 125009, г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13/6;
тел.: + 7 (495) 629-67-11; e-mail: i.starostin@gmail.com
Дата поступления
Дата публикации
DOI
10.26158/TK.2019.20.1.010
Аннотация

Статья посвящена музыкально-теоретическим аспектам изучения русской народной песни. Авторы прослеживают историю теоретических воззрений на ладовое строение народной песни и заостряют внимание на современных методах анализа, выработанных в сфере фундаментальной музыкально-теоретической науки и применимых к изучению народно-песенного наследия. В статье рассматриваются два аспекта звуковысотной организации русской народной песни: ладовый и интонационный. Для изучения интонационного компонента привлекается компьютерный анализ фольклорных аудиозаписей. Методологической основой ладового анализа является концепция Ю. Н. Холопова; методика компьютерного анализа разрабатывается авторами с учетом опыта современных отечественных исследований, в том числе в области внеевропейских традиционных культур. Материалом для работы служат лирические протяжные песни, записанные в разные годы в округе бывшего сторожевого города Усёрд на воронежско-белгородском пограничье. Компьютерный анализ предпринимается авторами для решения нескольких задач. Первая из них сводится к наблюдениям за типом интонирования народных исполнителей разных поколений; вторая —  к дифференциации типов интонирования, присущих мужской и женской певческой традиции; третья —  к фиксации индивидуальных интонационных воплощений народными певцами диатонических ладов. Проблема интонации рассматривается авторами в связи со спецификой тембра и динамики звукоизвлечения. Для рассмотрения всех названных вопросов в статье используются иллюстрации, объединяющие нотные фрагменты, графики их звуковысотности и спектрограммы. 

Список литературы

Алексеев 1976  —  Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада. М., 1976.

Алексеев 1986 —  Алексеев Э. Е. Ранне фольк- лорное интонирование. Звуковой аспект. М., 1986.

Алексеев 1990 —  Алексеев Э. Е. Нотная запись народной музыки: Теория и практика. М., 1990.

Баранова 1980 —  Баранова Т. Б. Переход от модальности к тональной системе в западноевропейской музыке XVI– XVII веков: Дис. … канд. искусствоведения. М., 1980.

Бершадская 1972 —  Бершадская Т. С. К вопросу об устойчивости и неустойчивости в ладах русской народной песни // Проблемы лада. М., 1972. С. 181–190.

Бояркина 2002  —  Бояркина Л. Б. К  проблеме изучения мордовского субстрата в русской музыке // Этномузыковедение Поволжья и Урала. Ижевск, 2002. С. 211–228.

Гилярова 1999  —  Гилярова Н. Календарная песенность Пензенского края (к вопросу о взаимодействии песенных культур) // Музыка устной традиции: Матер. Междунар. науч. конф. памяти А. В. Рудневой. М., 1999. С. 91– 101. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 27.)

Гиппиус 2003  —  Гиппиус Е. В. Мелодический склад, мыслимый вне гармонии и тактовой ритмики, и мелодический склад, гармонически опосредованный // Материалы и статьи к 100-летию со дня рождения Е. В. Гиппиуса. М., 2003. С. 112–168.

Гуляницкая 1975 —  Гуляницкая Н. Современное учение о  гармонии: Теоретические концепции англо-американских курсов: Дис. … канд. искусствоведения. М., 1975.

Гуляницкая 1977 —  Гуляницкая Н. Современная гармония: Цикл лекций по курсу гармонии для студентов музыкальных вузов. Ладозвукорядный материал. М., 1977.

Дорохова 2013 —  Дорохова Е. А. Этнокультурные «острова»: пути эволюции: Песенный фольклор русских сел Курского Посемья и Слободской Украины. СПб., 2013.

Енговатова, Ефименкова 1991  —  Енговатова М. А., Ефименкова Б. Б. Звуковысотная организация русских народных песен в свете структурно-типологических исследований // Звуковысотное строение народных мелодий: принципы анализа: Матер. науч.-практ. этномузыкологической конф. М., 1991. С. 49–88.

Звук 2004 —  Звук в традиционной народной культуре: Сб. науч. ст. / Сост. Н. Н. Гилярова. М., 2004; аудиоприложение (компакт-диск).

Кастальский 1948 —  Кастальский А. Д. Основы народного многоголосия. М.; Л., 1948.

Квитка 1971  —  Квитка К. В. Ангемитонные примитивы и  теория Сокальского // Квитка К. В. Избранные труды. Т. 1. М., 1971. С. 286–305.

Квитка 1971а —  Квитка К. В. Первобытные звукоряды // Квитка К. В. Избранные труды. Т. 1. М., 1971. С. 215–274.

Климин 2015 —  Климин Е. А. Исторический звукоидеал русских колоколов XVI —  начала XX века: Дис. … канд. искусствоведения. Саратов, 2015.

Кондратьева 2004  —  Кондратьева Н. М. Формообразование в музыке народов Сибири: критерии динамики, звуковысотности, тембра // Фольклор: современность и традиция: Матер. Третьей Междунар. конф. памяти А. В. Рудневой. М., 2004. С. 160–165. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 48.)

Королькова 2004  —  Королькова И. В. Стилевые свойства лирических песен северо-западных областей России (на материале фольк- лорных традиций Северо-Запада России) // 
 Фольклор: современность и традиция: Матер. Третьей Междунар. конф. памяти А. В. Рудневой. М., 2004. С. 215–225. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 48.)

Лобкова 1999  —  Лобкова Г. В. Типологические особенности обрядовых форм допесенного интонирования (по материалам псковских коллекций Фольклорно-этнографического центра) // Музыка устной традиции: Матер. Междунар. конф. памяти А. В. Рудневой / Науч. ред. Н. Н. Гилярова. М., 1999. С. 183–200. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 27.)

Лобкова 2000 —  Лобкова Г. В. Древности Псков- ской земли: Жатвенная обрядность: образы, ритуалы, художественная система. СПб., 2000.

Мазепус 1998  —  Мазепус В. В. Артикуляционная классификация и  принципы нотации тембров музыкального фольклора // Фольклор. Комплексная текстология / Сост. В. М. Гацак. М., 1998. С. 24–51.

Мельник 1985  —  Мельник Е. И. Песенный тип и вариант в локальной традиции // Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция: Сб. ст. /  Сост. А. М. Мехнецов. Л., 1985. С. 28–45.

Морозов 2002  —  Морозов В. П. Искусство резонансного пения. М., 2002.

Одоевский 1979  —  Одоевский В. Ф. Мирская песнь, написанная на восемь гласов крюками с  киноварными пометами // Русская мысль о музыкальном фольклоре: Матер. и документы. М., 1979. С. 92–98.

Пашина 1998 —  Пашина О. А. Календарнопесенный цикл у восточных славян. М., 1998.

Преснякова 2004 —  Преснякова И. А. Становление русскоязычной музыкально-теоретической терминологии в  отечественных музыкальных руководствах конца XVIII  — первой половины XIX в. (1773–1862): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Казань, 2004.

Рубцов 1973 —  Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен // Рубцов Ф. Статьи по музыкальному фольклору. М.; Л., 1973. С. 8–81.

Руднева 1975 —  Руднева А. Н. Курские танки и карагоды. М., 1975.

Руднева 1990  —  Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора. М., 1990.

Рыжкин 1939 —  Рыжкин И. И. Теория ладового ритма (Б. Яворский) // Мазель Л. А., Рыжкин И. И. Очерки по истории теоретического музыкознания. Вып. 2. М.; Л., 1939. С. 105–205.

Савельева 2015  —  Савельева Н. М. Духовная музыкальная традиция молокан. М., 2015.

Серов 1952 —  Серов А. Н. Русская народная песня как предмет науки. М., 1952.

Смирнов 2003 —  Смирнов Д. В. Причитания Верхней Пинеги (компьютерный анализ звуковысотности) // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 2. М., 2003. С. 26–36.

Сокальский 1888 —  Сокальский П. П. Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки. Харьков, 1888.

Сокровищница 2015  —  Сокровищница русской земли. Музыкально-этнографическое описание народных традиций Калужского края / Науч. ред. Н. Н. Гилярова. М., 2015.

Старостина 1986 —  Старостина Т. А. Фольклорные истоки гармонии раннего Стравинского // Проблемы стиля в народной музыке. М., 1986. С. 132–149.

Старостина 1999  —  Старостина Т. А. Ладовое строение песенной строфы // Музыка устной традиции: Матер. Междунар. конф. памяти А. В. Рудневой / Науч. ред. Н. Н. Гилярова. М., 1999. С. 315–322. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 27.)

Старостина 2003 —  Старостина Т. А. Разновидности русской народной натуральной ладовости // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. М., 2003. С. 92–104.

Старостина 2013 —  Старостина Т. А. Об элементах общности ладовой организации южнорусского и мокша-мордовского многоголосия // Финно-угорская музыкальная культура и современный мир: Матер. Междунар. науч. конф. (Казань, 7–9 ноября 2012 г.). Казань, 2013. 
 C. 114–128.

Старостина 2014  —  Старостина Т. А. О  роли певческого звука в  традиционной культуре: наблюдения собирателя // Меж- культурная коммуникация в  условиях гло- бализации: проблема культурных границ в  современном мире (25–26  апреля 2014 г., МГИМО-Университет). М., 2015. С. 179–183.

Старостина 2017 —  Старостина Т. А. О механизмах образования южнорусских тритоновых ладов // Музыкальный фольклор и этномузыкология: век XXI: Матер. Пятой Междунар. конф. памяти А. В. Рудневой / Ред.-сост. Н. Н. Гилярова, Е. В. Битерякова. М., 2017. С. 112–119. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 82.)

Сысоева 2011  —  Сысоева Г. Я. Песенный стиль воронежско-белгородского пограничья. Воронеж, 2011. Харуто 2011 —  Харуто А. В. Спектральные характеристики речевого, вокального и  инструментального звука // Речь и музыка в традиционных культурах / Сост. З. А. Имамутдинова. М., 2011. С. 339–352. Харуто,

Карелина 2008  —  Харуто А. В., Карелина Е. К. К вопросу о музыкально-акустических свойствах тувинского горлового пения // Музыкальная академия. 2008. № 4. С. 108–113.

Харуто, Смирнов 1999  —  Харуто А. В., Смирнов Д. В. Использование компьютерного анализа в  исследовании звуковысотного строения народной музыки // Музыка устной традиции: Матер. Междунар. конф. памяти А. В. Рудневой / Науч. ред. Н. Н. Гилярова. М., 1999. С. 335–240. (Научные труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 27.)

Холопов 1982 —  Холопов Ю. Н. Модальная гармония. Модальность как тип гармонической структуры // Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Проблема национальных музыкальных культур. Ташкент, 1982. С. 16–31.

Холопов 2003  —  Холопов Ю. Н. Гармония: Теоретический курс. СПб., 2003. Холопов 2008 —  Холопов Ю. Н. К проблеме лада в русском теоретическом музыкознании // Идеи Ю. Н. Холопова в  XX  веке. М., 2008. С. 79–100.

Холопов 2008а  —  Холопов Ю. Н. Ладопеременность как свойство модальных ладов // Идеи Ю. Н. Холопова в  XXI  веке. М., 2008. С. 101–104.

Щуров 1969 —  Щуров В. М. Ефим Сапелкин и его ансамбль. М., 1969.

Щуров 1973  —  Щуров В. М. О  ладовом строении южнорусских песен // Музыкальная фольклористика. Вып. 1. М., 1973. С. 107–137.

Щуров 1986 —  Щуров В. М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. М., 1986. С. 5–29.

Щуров 1987  —  Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция. М., 1987.

Щуров 1989 —  Щуров В. М. Песельники из села Фощеватово. М., 1989.

Щуров 1998 —  Щуров В. М. Стилевые основы русской народной музыки. М., 1998.

Для цитирования

Охлобыстина А. Б., Старостина Т. А. К проблеме методики звуковысотного анализа южнорусской протяжной песни // Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 1. С. 103–126.