Культ медведя в фольклоре орочонов Большого Хингана

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
культ медведя, орочоны, Большой Хинган, мифологическая проза, шаманизм, порубежье
Автор
Ван Шуай
Сведения об авторе
https://orcid.org/0000-0003-1382-5709
Аспирант кафедры религиоведения и истории, ассистент кафедры литературы и мировой художественной культуры Амурского государственного университета:
Российская Федерация, 675027, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, д. 21;
тел.: +7 (426) 223-45-14; e-mail: shuiyuzl07@163.com
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2025.26.2.009
Благодарность

Исследование выполнено за счет гранта Росиийского научного фонда № 24-18-00807, https://rscf.ru/project/24-18-00807/

Аннотация

В статье представлены результаты одной из фольклорно-этнографических экспедиций в район Большого Хингана, территории компактного проживания орочонов Северо-Востока Китая. Орочоны — именование эвенкийской группы, большая часть которой представлена манеграми, перекочевавшими на эти территории из Зейского района Амурской области.

В процессе экспедиции автор в группе исследователей собрал цикл «медвежьего фольк­лора» из 6 мифологических историй, в которых медведь выступает в роли первопредка, помощника человека, обладает оборотническими способностями. Часть сюжетов обнаруживает сходство с мифологическими рассказами русских байкальской Сибири и Забайкалья, а также русских Трёхречья. Детали некоторых историй свидетельствуют о влиянии китайской повествовательной и сказочной прозы. Мифологическое сознание информантов-орочонов хранит табу, связанные с образом медведя. В целом культ медведя, отраженный в орочонском фольклоре, является ценным источником реконструкции религиозного сознания тунгусского населения Китая, шаманизма, фронтирных особенностей фольклора дальневосточного порубежья.

Список литературы

Источники и материалы


Бату Баоин 1984 — 巴图宝音. 鄂伦春族民 间故事集. 北京, 1984 [Бату Баоин. Сборник орочонских народных сказок. Пекин, 1984].

Василевич 1969 — Василевич Г. М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII — начало XX в.). Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969.

Кляус 2022 — Кляус В. Л. Русский фольклор на сопках Маньчжурии. М.: ИМЛИ РАН, 2022.

Коллекция 1987а — 塔河地区民间文学集成 / 塔河地区民间文学集成编委会编. 北京, 1987 [Коллекция народной литературы в районе Тахэ / Ред. комитет коллекции народной литературы Тахэ. Пекин, 1987].

Коллекция 1987б — 黑河地区民间文学集成 / 黑河地区民间文学集成编委会编. 北京, 1987 [Коллекция народной литературы в районе Хэйхэ / Ред. комитет коллекции народной литературы Хэйхэ. Пекин, 1987].

Суй Цзиньшу 1988 — 隋金书. 鄂伦春族民间故事选. 上海, 1988 [Суй Цзиньшу. Избранные народные предания орочонов. Шанхай, 1988].

Широкогоров 2017 — Широкогоров С. М. Социальная организация северных тунгусов (с вводными главами о географии расселения и истории этих групп): Пер. с англ. М.: Наука: Вост. лит., 2017.

 

Исследования

Анисимов 2001 — Анисимов А. Ф. Культ медведя у эвенков // Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XX век). М.: Северные просторы, 2001.

Афанасьева-Медведева 2018 — Афанасьева-Медведева Г. В. Медведь в русской традиционной культуре Восточной Сибири: Монография. Иркутск: Репроцентр, 2018.

Варламов 2009 — Варламов А. Н. Образ медведя-предка в фольклоре и мировоззрении эвенков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 115. С. 178–184.

Василевич 1971 — Василевич Г. М. О культе медведя у эвенков // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начале XX века / Сб. Музея антропологии и этнографии. Т. 27. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1971. С. 150–169.

Гуань Сяоюнь, Ван Хунган1998 — 关小云,王宏刚. 鄂伦春族萨满教调查. 沈阳, 1998 [Гуань Сяоюнь, Ван Хунган. Исследование орочонского шаманизма. Шэньян, 1998].

Забияко и др. 2012 — Забияко А. П., Аниховский С. Э., Воронкова Е. А. и др. Эвенки Приамурья: оленная тропа истории и культуры. Благовещенск: Амур. гос. ун-т: Центр по сохранению ист.-культ. населения Амур. обл., 2012.

Забияко, Ван 2022 — Забияко А. П., Ван Шуай. Орочонская шаманка Гуань Коуни: основные этапы жизни в контексте истории шаманизма орочонов Северо-Восточного Китая // Религиоведение. 2022. № 4. С. 111–128.

Забияко, Ван 2024 — Забияко А. П., Ван Шуай. Саманьшань — тунгусский шаманский комплекс на северо-востоке Китая // Религиоведение. 2024. № 2. С. 119–131.

Окладников 2003 — Окладников А. П. Археология Северной, Центральной и Восточной Азии. Новосибирск: Наука: Сиб. изд. фирма, 2003.

Старцев 2019 — Старцев А. Ф. Культ священного дерева в традиционной промысловой обрядности малочисленных народов Приамурья и Приморья // Религиоведение. 2019. № 1. С. 94–100.

Для цитирования

Ван Шуай. Культ медведя в фольклоре орочонов Большого Хингана // Традиционная культура. 2025. Т. 26. № 2. С. 122–136.