Магическая сущность музыкальных инструментов коренных народов Сахалина

Альманах
Ключевые слова
музыкальные инструменты, магическая сущность, Сахалин, коренные народы
Автор
Н.А. Мамчева
Сведения об авторе
Наталья Александровна Мамчева
https://orcid.org/0000-0002-5775-8598
Кандидат искусствоведения, преподаватель Сахалинского колледжа искусств:
Российская Федерация, 693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, д. 6;
тел.: +7 (4242) 43-42-88; e-mail: mamcheva@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2023.24.1.004
Аннотация

В статье рассматриваются музыкальные инструменты коренных малочисленных народов Сахалина — нивхов, ороков/уйльта, айнов выявляется магическая сущность инструментов. Ядро музыкальной культуры аборигенов Сахалина относится к древнему пласту. Музыкальные инструменты в архаической культуре были одним из основных способов проникновения за грань реального мира. Звуковые инструменты в обрядовой культуре сахалинских народов рассматриваются гораздо шире, чем просто музыкальные: бубен придавал шаману магическую силу, шаманский пояс и погремушки защищали от злых духов, музыкальное бревно олицетворяло тело медведя — горного человека. Многие инструменты имели зооморфные или антропоморфные черты. В некоторых случаях музыкальный инструмент служил для сокрытия голоса человека, особенно плача. Это демонстрируют и нивхские тростниковые дудочки, и однострунный смычковый инструмент, и звуковое бревно, и травяные трубы. Все обрядовые инструменты и создаваемая с их помощью музыка служили для осуществления связи с иными сферами мироздания.

В данной статье вводятся в научный оборот новые факты о музыкальных инструментах аборигенов Сахалина. В центре внимания находятся многие закономерности использования обрядового и внеобрядового инструментария, которые до сих пор не рассматривались в отечественной и зарубежной литературе. Статья представляет большой интерес для музыковедов, фольклористов, этнографов, а также для всех, интересующихся культурой коренных народов Сибири и Дальнего Востока.

Список литературы

Источники и материалы

Крейнович 1926 — Крейнович Е. А. Дневник (Сахалин, 1926–1927 гг.). Рукопись. Сахалинский областной краеведческий музей. КП № 6473–122.

МАЭ — Фонды Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, г. Санкт-Петербург. ПМА — Полевые материалы автора (Натальи Александровны Мамчевой).

РЭМ — Фонды Российского этнографического музея, г. Санкт-Петербург.

Штернберг 1933 — Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск: Дальгиз, 1933.

Batchelor 1901 — Batchelor J. The Ainu and Their Folk-Lore. London: Religious Tract Society, 1901. URL: https://archive.org/stream/ ainutheirfolklor00batcrich#page/n639/mode/2up (дата обращения: 20.06.2018).

Batchelor 1905 — Batchelor J. An Ainu-English-Japanese Dictionary. Tokyo: Methodist Publishing House, 1905.

 

Исследования

Арутюнов, Щебеньков 1992 — Арутюнов С. А., Щебеньков В. Г. Древнейший народ Японии. Судьбы племени айнов. М.: Наука, 1992.

Крейнович 1973 — Крейнович Е. А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. М.: Наука, 1973.

Пилсудский 1990 — Пилсудский Б. О. Поэзия гиляков // Краеведческий бюллетень. 1990. № 1. С. 76–110.

Пилсудский 1994 — Пилсудский Б. О. Материалы по изучению айнского языка и фольклора // Краеведческий бюллетень. 1994. № 2. С. 80–104.

Tanimoto 2000 — Tanimoto K. Ainu-e o kiku. Bunkateki henyou no ongaku minzoku shi (Слушаем айнские картины: слушаем айнскую музыку, реконструированную на основе старых картин. Музыкальная этнография культурной трансформации). Sapporo: Hokkaidоо Daigaku Tosho Kankооkai, 2000. На яп. яз.

Tonkori-o 2006 — Tonkori-o chuushin-tosita Nishihira Ume-no denshoo oyobi tonkori-no
Sougouteki kenkyuu (Комплексное исследование инструмента тонкори и легенды о тонкори, переданные Нисихира Умэ) / Henshuu hakkou: Zaidan houjin Ainu Minzoku Hakubutsukan (Ред. и публ.: Этнографический музей айнов). Shiraoi, 2006. На яп. яз.

Для цитирования

Мамчева Н. А. Магическая сущность музыкальных инструментов коренных народов Сахалина // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 1. С. 45–52.