«Народное православие»: новый взгляд на старую проблему

Альманах
Ключевые слова
оцерковление, магия, обрядовость, ритуал, двоеверие, благочестие, язычество, ментальность, синергия, канон
Автор
К.В. Цеханская
Сведения об авторе
Кира Владимировна Цеханская
http://orcid.org/0000-0001-9719-4304
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела русского народа Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН: Российская Федерация: 119017, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а,
тел.: +7 (495) 938-00-19; e-mail: kirilla2011@gmail.com
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2023.24.2.013
Благодарность

Статья публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению некоторых спорных аспектов научной терминологии, касающихся феномена так называемого «народного православия». Определенное внимание уделено сравнительному анализу суеверно-магической обрядовости невоцерковленного крещеного социума и традиционных форм церковного благочестия. Отдельно рассмотрена проблема деструктивности антихристианской «духовности» внецерковной мистики и обрядовости. Цель работы — пересмотреть проблемы антиправославной духовности русских под ортодоксальным углом зрения. Автор приходит к выводу, что термины «фольклорное, бытовое, народное православие» предполагают не двоеверие народа, а суеверные религиозные представления, находящиеся вне церковной жизни.

Список литературы

Источники и материалы

Златоуст 1993 — Иоанн Златоуст. Избранные творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. М.: Изд. отдел Моск. Патриархата, 1993. Т. 11. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Отд. Внешних церковных связей Моск. Патриархата, 2000.

ПМА — Полевые материалы автора. Экспедиция 2002 г. Институт этнологии и антропологии РАН. Соб. К. В. Цеханская.

Флоровский 1937 — Флоровский Георгий, богословия. Париж, прот. Пути 1937. Т. 1.

 

Исследования

Друзь 2009 — Друзь И. Идеология протопресвитера Александра Шмемана // Благодатный огонь. 2009. № 1. С. 102–112.

Кушкова 2006 — Кушкова А. Н. Вот выхлястывала вот так — с матюками! Во Имя Отца и Сына… // Сны Богородицы: Исследования по антропологии религии / Под ред. Ж. В. Корминой, А. А. Панченко, С. А. Штыркова. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в СанктПетербурге, 2006. С. 150–172.

Лавров 2000 — Лавров А. С. Колдовство и религия в России. 1700–1740. М.: Древлехранилище, 2000. Панченко 1998 — Панченко А. А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб.: Алетейя, 1998.

Рыбаков 1981 — Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.

Филлиповский 1991 — Филлиповский Г. Ю. Столетие дерзаний. Владимирская Русь в литературе XII века. М.: Наука, 1991.

Шантаев 2004 — Шантаев Александр, иерей. Священник. Колдуньи. Смерть: Этнографические очерки сельского прихода. М.: Благо, 2004.

Шмеман 2005 — Шмеман Александр, прот. Дневники. 1973–1983 / [Сост. и подгот. текста У. Шмеман, Н. Струве, Е. Дорман]. М.: Рус. путь, 2005.

Шмеман 1954 — Шмеман Александр, прот. Исторический путь Православия. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954.

Экономцев 1992 — Экономцев Иоанн, игум. Православие. Византия. Россия. М.: Христианская лит., 1992.

 

Для цитирования

Цеханская К. В. «Народное православие»: новый взгляд на старую проблему // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 2. С. 153–163.