НЕКОТОРЫЕ МИФОЛОГЕМЫ В ЗАЧИНЕ «ТУРЫ» И ИХ СВЯЗЬ С ОБРАЗОМ БОГАТЫРЯ-ПЬЯНИЦЫ

Альманах
Ключевые слова
миф, эпос, заговор, духовный стих, апокриф
Автор
М.В. Рейли
Сведения об авторе
МАРИНА ВИКТОРОВНА РЕЙЛИ
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела русского фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН: Российская Федерация, 199034, г. СанктПетербург, наб. Макарова, д.4; тел.: +7 (812) 328-19-01; e-mail: reimara@mail.ru
Аннотация

В статье рассматриваются основные мифологемы фрагмента «Туры» в их взаимосвязи с былинным образом Василия Игнатьевича Пьяницы на примере беломорской эпической традиции. Исследуется историческое происхождение образов тура/ турицы и их существование в мифологизированном пространстве русского эпоса, соотнесенность образа туров с синим морем/океаном и образа турицы с изначальной землей, с представлениями о которой связан мифический остров Буян, этимологически отождествляемый с потусторонним миром, где живут прародители всех животных, где стоит Мировое древо = крест Леванидов = Священная гора. Там же находится «всем камням отец», «всем каменьям в мире мати» —  мифический Латырь-камень —  «пуп земли», где происходят главные события, определяющие судьбы мира, стоит престол Господень, пребывает сам Господь, а также помещаются «небесные силы» —  персонажи народно-христианского культа. Именно на этом сакральном острове живет божество в облике златорогой Турицы. В статье рассматривается также фрагмент о девице в стене (горе) = Материстене городовой = Богородице. Образ девицы-Богородицы, спускающейся со стены-горы в реку или море, оказывается укорененным в персонаже заговоров —  красной девице, сидящей на священном острове и на камне-престоле (алатырь-камне) посреди реки либо океана-моря, а также в Деве-Солнце, что соединяет ее на внутреннем плане с зооморфным воплощением Солнца —  Турицей Златорогой. Анализ образа Василия Игнатьевича Пьяницы в его взаимосвязи с персонажами фрагмента «Туры» позволяет предположить, что его истоки следует искать не в исторической действительности, а в пространстве древних архетипов. В целом образный и смысловой ряд рассматриваемого сюжета сформирован древнейшими религиозными воззрениями, как древнеславянскими (языческими), так и древнерусскими, частично сохранившимися в заговорах, апокрифической литературе и духовных стихах.

Список литературы

Апокрифы 2008  — Апокрифы Древней Руси. СПб., 2008.

Афанасьев 1994 — Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В  3 т. М., 1994.

Бажов 1939 — Бажов П. Малахитовая шкатулка. Сказы старого Урала. Свердловск, 1939.

Балашов 1983 — Русские народные баллады / Вступ. ст., подг. текстов и прим. Д. М. Балашова. М., 1983.

Баркова 2003  —  Баркова А.Л. Функции «младших героев» в эпическом сюжете: Автореф. дис… канд. филол. наук. М., 2003. URL: http://mith.ru/alb/epic/dis74.htm.

Бернштам 2004  —  Бернштам Т.А. Туры, Богородица и  богатырь-пьяница (расследование одной «эпической» загадки) // Русский Север: Аспекты уникального в  этнокультурной истории и народной традиции. СПб., 2004. Вып. 6. С. 133–199.

Беседа 2007  —  Бабалык М.Г., Пигин А.В. Древнерусский апокриф «Беседа трех святителей» в  Кижской рукописи из коллекции крестьян Корниловых // Кижский вестник. Петрозаводск, 2007. Вып. 11. С. 148–165. URL: http://marina-marija.narod.ru/spisok.html (дата обращения: 02.06.2016).

Былины 1960  —  Былины в  записях и  пересказах XVII–XVIII  веков // Изд. подг. А.М. Астахова, В.В. Митрофанова, М.О. Скрипиль. М.; Л., 1960.

Былины 1969 — Былины / Сост. В.И. Чичеров; Коммент. П.Д. Ухова. М., 1969.

Былины М. Крюковой 1941 — Былины М.С. Крюковой. Т. 1, 2 / Зап. и коммент. Э. Бородина и Р. Липец. М., 1941. (Летописи; Кн. 8).

Гильфердинг 1949  —  Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871  года. 4 изд. // Подг. текстов и  коммент. А.И. Никифорова и  Г.С. Виноградова. М.; Л., 1949. Т. 1.

Голан 1993  —  Голан А. Миф и  символ. М., 1993.

Григорьев 1904  —  Архангельские былины и  исторические песни, собранные А.Д. Григорьевым в 1899–1901 гг. Т. 1. Ч. 1: Поморские былины (старины) и исторические песни. Ч. 2: Пинега. СПб., 1904.

Долгих  —  Долгих И. Мнимый единорог, риму и  реэм Востока, ур и  тур Европы, bos primigenius палеонтологии. Рига, б.г. 

Забылин 1990 — Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и  поэзия. Собр. М. Забылиным. М., 1990. (Репр.).

КД 1977 — Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / Подг. А.П. Евгеньева и Б.Н. Путилов. М., 1977.

Липец 1969  — Липец Р.С. Эпос и  Древняя Русь. М., 1969.

Майков 1994 — Великорусские заклинания. Сборник Л.Н. Майкова. СПб., 1994.

Марков 2002 — Беломорские старины и духовные стихи: Собрание А.В. Маркова / Изд. подг. С.Н. Азбелев, Ю. И. Марченко; Отв. ред. Т.Г. Иванова. СПб., 2002.

Миллер 1897 — Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности: Былины. I—XVI. М., 1897. [Т. 1].

Оксенов 1894 — Народная поэзия. Былины. Песни. Духовные стихи. С введением и объяснительным словарем / Сост. А. Оксенов; Ред. В.И. Шемякин. М., 1894.

Онежские былины 1938  —  Онежские былины / Коммент. А.И. Баландина. Архангельск, 1938.

Песни южных славян 1976 — Песни южных славян / Вступ. ст., сост. и прим. Ю. Смирнова. М., 1976.

Пропп 1955 — Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л., 1955.

Путилов 1988  —  Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л., 1988.

Путилов 2003  —  Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура; In memoriam. СПб., 2003. С. 231–233. (Ethnographica Petropolitana. IX).

Рыбников 1990  — Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Т.  2: Былины. Петрозаводск, 1990.

Словарь 1984 — Словарь-справочник «Слова о полку Игореве». Вып. 6. Т— Я и дополнения. Л., 1984.

Сперанский 1916  —  Сперанский М.Н. Былины. М., 1916. Т. 1.

Сумцов 1887 — Сумцов Н.Ф. Тур в  народной словесности // Киевская старина. 1887. Т. 17. Январь.

Фаминцын 1884  — Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб., 1884.

Фасмер  — Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Пер. с  нем. и  доп. О.Н. Трубачева. Т. 2 (Е — Муж). М., 1967; Т. 4 (Т — ящур). М., 1973.

Чужимов  — Архив Государственного литературного музея Ф. 9. В.П. Чужимов. КП 50715/9/6. Зап. от М.С. Крюковой, с. Зимняя Золотица, Приморский р-н, Архангельская обл. Сентябрь 1934 г.

Шеппинг 2014 — Шеппинг Дм. Мифы славянского язычества. М., 2014.