От беспокойства до гордости, от гнева до радости: эмоции в кубинской сантерии

Альманах
Ключевые слова
эмоции, сантерия, ритуал, фольклоризм, перформанс
Автор
О.Б. Христофорова
Сведения об авторе
Ольга Борисовна Христофорова
https://orcid.org/0000-0001-5041-2335
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) Института общественных наук (ИОН) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС):
Российская Федерация, 119602, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 84, стр.
1; тел.: +7 (499) 956-99-99; е-mail: okhrist@yandex.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2023.24.3.005
Благодарность

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Аннотация

Исследование эмоций в связи с фольклорными текстами и ритуальными практиками — важное направление современной фольклористики. Особый интерес это направление приобретает в тех случаях, когда культурные системы придают специальное значение эмоциональным состояниям и телесным ощущениям людей, считая их «божественными сообщениями», требующими расшифровки. Афро-кубинский синкретический культ сантерия (Рéгла де Óча-Ифá) — одна из таких символических систем, придающих особое значение эмоциям адептов. В статье на основе полевой работы автора на Кубе в 2013–2016 гг. исследуются эмоции в рамках сантерии. Рассмотрены эмоции в повседневной жизни адептов сантерии разных степеней посвящения и эмоции в контексте ритуалов и сценических представлений. Делается различие между эмоциями людей и конструируемыми эмоциями ориша — божеств сантерии. Эмоции в повседневной жизни рассмотрены как мотивы, моделирующие поступки людей; эмоции в ритуале и на сцене — как знаки присутствия ориша. Описаны способы, с помощью которых адепты сантерии примиряют культурный «список эмоций», эмоциональные шаблоны и разнообразие эмоциональных проявлений в ритуале. Использование семиотического подхода позволяет выделить основания для различий ритуального и сценического перформанса, роли в них эмоций и эмоциональных выражений.

Список литературы

Источники и материалы

Бахтин 1990 — Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990.

Дарвин 2001 — Дарвин Ч. О выражении эмо-ций у человека и животных: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.

Дуглас 2000 — Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу / Пер. с англ. Р. Громовой; Под ред. С. Баньковской; Вступ. ст. и коммент. С. Баньковской. М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2000.

Козинцев 2002 — Смех: истоки и функции / Под ред. А. Г. Козинцева. СПб.: Наука, 2002.

Мосс 1996 — Мосс М. Обязательное выражение чувств (австралийские погребальные словесные ритуалы) // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М.: Вост. лит. РАН, 1996. С. 74–82.

Пропп 1976 — Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) // Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи / Сост., ред., предисл. и прим. Б. Н. Путилова. М.: Наука, 1976. С. 174–204.

ПДА — Полевой дневник автора.

Фостер 2020 — Фостер Дж. М. Крестьянское общество и ограниченное благо / Пер. с англ. и коммент. М. С. Сухановой // Фольклор и антропология города. 2020. Т. 3. № 1–2. С. 14–36.

Bascom 1969 — Bascom W. R. Ifa divination: Communication between gods and men in West Africa. Bloomington: Indiana University Press, 1969.

Bascom 1972 — Bascom W. R. Shango in the New World. Austin: University of Texas Press, 1972.

Bascom 1980 — Bascom W. R. Sixteen cowries. Yoruba divination from Africa to the New World. Bloomington: Indiana University Press, 1980.

Cabrera 1974 — Cabrera L. Yemaya i Ochun: Kariocha, iyalorichas y olorichas. Madrid: Ediciones C. R., 1974.

Foster 1972 — Foster G. M. The anatomy of envy: A study in symbolic behavior // Current Anthropology. 1972. Vol. 13. № 2. P. 165–202.

Herskovits 1966 — Herskovits M. J. Tne New World Negro. Bloomington: Indiana University Press, 1966.

Ortiz 1906 — Ortiz F. Los negros brujos. Madrid: Liberia de Fernando Fe, 1906.

 

Исследования

Адоньева 1994 — Адоньева С. Б. Прагматика фольклора. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

Адоньева 2019 — Адоньева С. Б. Фольклорная форма и общее чувство // III Всерос. конгресс фольклористов (Москва, 3–7 февраля 2014 г.): Сб. науч. ст: В 5 т. Т. 4: Российская фольклористика в XXI веке. Перспективы развития. М., 2019. С. 228–233.

Гриневич 2020 — Гриневич А. А. Эмоции в обрядовых песнях медвежьего праздника казымских хантов // Критика и семиотика. 2020. № 2. С. 220–236.

Данненберг 2014 — Данненберг А. Н. Религия на Кубе: философско-религиоведческий анализ. М.: ИД «Дело», 2014.

Козьмин 2012 — Козьмин А. В. «Страх» и «страшное» в рассказах о демонах: по полевым материалам экспедиций в Монголию // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 1 / Отв. ред. и сост. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2012. С. 437–448.

Комкова 2021 — Комкова Е. В. Лексико-стилистические маркеры страха в монгольском фольклоре: Магистерская дис. 45.04.01 «Филология» («Фольклористика и мифология»). РГГУ, 2021. (Рукопись).

Лойтер 1998 — Лойтер С. М. Детские страшные истории («страшилки»): Указатель типов и сюжетов-мотивов детских страшных историй («страшилок») // Русский школьный фольклор: От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А. Ф. Белоусов. М.: АСТ: Ладомир, 1998. С. 56–134.

Лойтер 2001 — Лойтер С. М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исследования и тексты. Петрозаводск: КГПУ, 2001. С. 47–58.

Неклюдов 2015 — Неклюдов С. Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время. М.: Форум, 2015.

Олсон, Адоньева 2016 — Олсон Л., Адоньева С. Традиция, трансгрессия, компромисс: миры русской деревенской женщины. М.: НЛО, 2016.

Осорина 1999 — Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999.

Поздеев 2019 — Поздеев В. А. Психические состояния и эмоции, выраженные в фольклорных текстах, как проблема психофольклористики // III Всерос. конгресс фольклористов (Москва, 3–7 февраля 2014 г.): Сб. науч. ст.: В 5 т. Т. 4: Российская фольклористика в XXI веке. Перспективы развития. М., 2019. С. 234–242.

Рыжакова 2017 — Рыжакова С. И. Одержимость, служение, лицедейство: о границах культового и художественного в традициях колам (дайва-нема) Южной Каннады и калияттам (тейям) Северной Кералы (Индия) // Антропологический форум. 2017. № 34. С. 213–246.

Степанова 2018 — Степанова О. Б. Эмоциональность в фольклоре северных селькупов // Кунсткамера. 2018. № 2. С. 52–58.

Христофорова 2002 — Христофорова О. Б. Функции смеха в ритуале: смех как знак // Смех: истоки и функции / Под ред. А. Г. Козинцева. СПб.: Наука, 2002. С. 75–82.

Христофорова 2020 — Христофорова О. Б. «Это всё наши предки»: конструирование из «осколков» в кубинской сантерии // «Осколки» в традиции: Кол. монография / Сост. Е. Е. Левкиевская, Н. В. Петров, О. Б. Христофорова. 2-е изд. М.: Неолит, 2020. С. 246–284.

Хонинева 2018 — Хонинева Е. А. «Призвание во плоти»: гендер и телесность в религиозной антропологии современного католицизма // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36. № 2. С. 105–130.

Хонинева 2019 — Хонинева Е. А. Семиотическая бдительность и культивация искренности в католической практике распознавания призвания // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2019. Т. 37. № 4. C. 102–129.

Христофорова 2022 — Христофорова О. Б. Ориша в кубинской сантерии: от ритуальной площадки к музею и обратно // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022. Т. 40. № 3. С. 168–211.

Чередникова 2002 — Чередникова М. П. «Голос детства из дальней дали…» (игра, магия, миф в детской культуре). М.: Лабиринт, 2002.

Югай 2019 — Югай Е. Ф. Челобитная на тот свет: вологодские причитания в XX веке. М.: Индрик, 2019.

Alexander 2006 — Alexander J. C. Cultural pragmatics: social performance between ritual and strategy // Social performance: symbolic action, cultural pragmatics and ritual / Alexander J. C., Giesen B., J. L. Mast (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 29–90.

Bolivar 1990 — Bolivar N. Los orishas en Cuba. Habana: Ediciones Unión, 1990.

Briggs 1970 — Briggs J. L. Never in anger: Portrait of an Eskimo family. Cambridge: Harvard University Press, 1970.

Brown 2003 — Brown D. H. Santeria enthroned: Art, ritual, and innovation in an AfroCuban Religion. Chicago: University of Chicago Press, 2003.

Chao 2008 — Chao G. El baile de y para los orishas en el tambor de Santo. Playa, Cuba: Ediciones Adagio, 2008.

Cooper, Pratten 2014 — Cooper E., Pratten D. Ethnographies of uncertainty from Africa. Palgrave Macmillan, 2014.

Ekman 1971 — Ekman P. Universals and cultural differences in facial expressions of emotions // Cole J. (ed.). Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln: University of Nebraska Press, 1971. P. 207–282.

Ekman 1973 — Darwin and facial expression: А Century of research in review / Ekman P. (ed.). New York: Academic Press, 1973.

Ekman 1992 — Ekman Р. An argument for basic emotions // Cognition and Emotion. 1992. № 6 (3–4). Р. 169–200.

Engelke 2007 — Engelke M. Clarity and сharisma: On the uses of ambiguity in ritual life // The limits of meaning: Case studies in the anthropology of christianity / Engelke M., Tomlinson M. (eds.). Oxford: Berghahn Books, 2007. P. 63–83.

Keane 2003 — Keane W. Semiotics and the social analysis of material things // Language & Communication. 2003. Vol. 23. № 3–4. P. 409–425.

Lachatanere 2007 — Lachatanere R. El sistema religioso de los afrocubanos. Habana: Editorial de Ciencias Sociales, 2007.

Levy 1975 — Levy R. I. Tahitians: Mind and experience in the Society Islands. Chicago: University of Chicago Press, 1975.

Lindholm 1990 — Lindholm Ch. Charisma. Cambridge: Basil Blackwell, 1990.

Lutz 1988 — Lutz С. А. Unnatural emotions: Everyday sentiments on а Micronesian atoll and their challenge to Western theory. Chicago: University of Chicago Press, 1988.

Lutz, Abu-Lughod 1990 — Language and the politics of emotion / Lutz С. А., Abu-Lughod L. (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

Meyer 2011 — Meyer B. Mediation and immediacy: Sensational forms, semiotic ideologies and the question of the medium // Social Anthropology. 2011. Vol. 19. № 1. P. 23–39.

Menendez 2002 — Menendez L. Rodar el coco: Proceso de cambio en la santeria. Habana: Editorial de Ciencias Sociales, 2002.

Reddy 1997 — Reddy W. М. Against constructionism: The historical ethnography of emotions // Current Anthropology. 1997. Vol. 38. № 3. Р. 327–351.

Rosaldo 1980 — Rosaldo М. Z. Knowledge and passion: Ilongot notions of self and social life. Cambridge: Cambridge University Press, 1980.

Turner 1968 — Turner V. The drums of affliction: A study of religious processes among the Ndembu of Zambia. Ithaca, NY: Cornell University, 1968.

Veselova 2021 — Veselova I. Feigned weakness, false happiness, pretended submission and other tricks of the heroines of the Russian epos // Studia Religiologica. 2020.Vol. 53 (3). P. 219–232.

Warner, Adonyeva 2021 — Warner E., Adonyeva S. We remember, we love, we grieve: Mortuary and memorial practice in contemporary Russia. University of Wisconsin Press, 2021.

Wedel 2004 — Wedel J. Santeria healing: A journey into the Afro-Cuban world of divinities, spirits, and sorcery. Gainesville: University Press of Florida, 2004.

Whyte 1998 — Whyte S. R. Questioning misfortune: The pragmatics of uncertainty in Eastern Uganda. Cambridge University Press, 1998.

Wirtz 2007 — Wirtz K. Ritual, discourse, and community in Cuban Santeria. Gainesville: University Press of Florida, 2007.

Wirtz 2014 — Wirtz K. Performing AfroCuba: Image, voice, spectacle in the making of race and history. Chicago, London: University of Chicago Press, 2014.

Для цитирования

Христофорова О. Б. От беспокойства до гордости, от гнева до радости: эмоции в кубинской сантерии // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 3. С 60–76.