Озеро Светлояр vs град Китеж: особенности функционирования сакрального пространства

Альманах
Ключевые слова
Светлояр, град Китеж, сакральное пространство, религиозное, историческое, эстетическое
Автор
М.Г. Матлин
Сведения об авторе
Михаил Гершонович Матлин
https://orcid.org/0000-0003-0748-1081
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова:
Российская Федерация, 432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 4/5;
тел.: (8422) 44-30-66; e-mail: matlin@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2023.24.3.009
Благодарность

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23–28–01265, проект «Специфика освоения человеком традиционного сакрального пространства в постсоветской России (на примере Ульяновской и Нижегородской областей).

Аннотация

Статья рассматривает особенности современного этапа функционирования образа незримого града Китежа и комплекса представлений, верований и ритуальных практик, связанных с озером Светлояр. Показывается, что, с одной стороны, многое из традиций XIX — начала XX в. в постсоветский период было актуализировано: в день празднования иконы Владимирской Божией Матери (6 июля) совершается молебен в церкви и у храма на одном из холмов возле озера; прихожане идут крестным ходом к озеру и вокруг него; жители с. Владимирское и приезжие совершают традиционные ритуальные действия. Значимо также организованное паломничество прихожан разных церквей Нижегородской области и других регионов России. Активную миссионерскую деятельность как среди жителей села, так и приезжих ведет приходской священник о. Владимир. Но с другой стороны, особое отношение к оз. Светлояр сегодня формируется и светскими учреждениями, например природным парком «Воскресенское Поветлужье» в с. Владимирском, деятельностью туристических компаний городов Нижний Новгород, Йошкар-Ола, Чебоксары, Владимир и др. и организацией разного типа энергетических, медитационных практик представителями New Age, а также интернет-форумами на порталах, интернет-группами «ВКонтакте» и др. Озеро Светлояр остается и популярным местом отдыха в купальный сезон. Всё это обусловливает сложный процесс современного этапа духовного освоения этого традиционного сакрального пространства. Во-первых, град Китеж и оз. Светлояр сохраняют статус одного из центров религиозной жизни русского православного мира, который ежегодно посещают сотни паломников. Во-вторых, сакральное пространство, образуемое ими, определяется представителями New Age и некоторыми работниками культуры как «место силы». В-третьих, оз. Светлояр осмысливается многими людьми как уникальное историко-культурное и природное образование. При этом весьма типично сегодня сопряжение всех этих смыслов в духовном мире современного человека.

Список литературы

Источники и материалы

Бердяев 1955 — Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. [Репр. воспр. изд. YMCA-PRESS, 1955]. Гиппиус 1906 — Гиппиус З. Н. Светлое озе-ро // Гиппиус З. Н. Алый меч: Рассказы (4-я кн.). СПб.: М. В. Пирожков, 1906. С. 351–419.

Дурылин 1914 — Дурылин С. Н. Церковь невидимого града. Сказание о граде Китеже. М.: Путь, 1914.

Дурылин 2000 — Дурылин С. Н. Русь прикровенная. М.: Паломник, 2000. Ильин 1995 — Ильин И. А. О России. Три речи. Чехов: Рос. Архив, 1995.

Кирьянов 1961 — Кирьянов И. Старинные крепости Нижегородского Поволжья. Горький: Горьк. кн. изд-во, 1961.

Комарович 1936 — Комарович В. Л. Китежская легенда: Опыт изучения местных легенд // Труды Отдела древней лит-ры. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.

Короленко 1971 — Короленко В. Г. Светлояр // Короленко В. Г. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3: Рассказы и очерки. М.: Правда, 1971. С. 116–131.

Лосский 1957 — Лосский Н. О. Характер русского народа. Frankfurt am Main: Посев, 1957.

Мельников-Печерский 1909 — Мельников-Печерский П. И. Очерки поповщины // Мельников П. И. Полн. собр. соч. П. И. Мельникова (Андрея Печерского) / С критико-биогр. очерком А. А. Измайлова и с прил. портр. П. И. Мельникова-Печерского. Т. 1–7. 2-е изд. СПб.: Т-во А. Ф. Маркс, 1909. Т. 7. С. 3–375.

Мережковский 1893 — Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. СПб.: Типо-лит. Б. М. Вольфа, 1893.

О природном парке — О природном парке «Воскресенское Поветлужье». URL: http://vetluga-park.ru/about.htm (дата обращения: 06.02.2023).

Озеро Светлояр — Озеро Светлояр, праздник Ивана Купалы 6–7 июля. URL: https:// forum.na-svyazi.ru/?showtopic=297301 (дата обращения: 06.02.2023).

Памятники 1981 — Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М.: Худож. лит., 1981.

ПМА — Полевые материалы автора. Поездка на Светлояр — Поездка на Светлояр. URL: https://vk.com/svetloyar2018 (дата обращения: 06.02.2023).

Пришвин 1982 — Пришвин М. М. У стен града невидимого. Церковь невидимая // Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1982. С. 425–448.

Рекшинская 2022 — Светлояр — место силы, святое место // Ирина Рекшинская: [канал пользователя видеохостинга YouTube]. 13 июня 2022. URL: https://www.youtube.com/watch?v=5wk8Z3u6m28 (дата обращения: 16.02.2023).

Собчак 2022 — Собчак К. Русская Атлантида. Китеж как главный символ народного религиозного сознания // Осторожно: Собчак: [канал пользователя видеохостинга YouTube]. 1 августа 2022. URL: https://www.youtube. com/watch?v=XfpnLPN0pI4 (дата обращения: 06.02.2023).

Уткин 2020 — Уткин С. Легендарное озеро Светлояр // Sergey Utkin: [канал пользователя видеохостинга YouTube]. 20 июля 2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=xYi9Qbk1Qw (дата обращения: 03.02.2023).

Элиаде 1994 — Элиаде М. Священное и мирское / Пер. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994.

 

Исследования

Бажов 2011 — Бажов С. И. Русский национальный характер как тема религиозно-философской мысли русского зарубежья в 20– 50-х гг. ХХ в. // История философии. 2011. № 16. С. 208–224.

Басилов 1964 — Басилов В. Н. О происхождении культа невидимого града Китежа (монастыря) у озера Светлояр // Вопросы истории религии и атеизма. 1964. Вып. XII. С. 150–170.

Баянов 2005 — Баянов Н. Г., Никишин В. И. Светлояр. По следам былых экспедиций: Науч.попул. кн. для краеведов, учителей, школьников и всех, кто интересуется природой и историей род. края. Н. Новгород: Ком. охраны природы и упр. природопользованием Нижегор. обл., 2005. (Чебоксары: РГУП ИПК Чувашия).

Бирюкова 2017 — Бирюкова Ю. А. Особенности структуры феномена «Движение Нью Эйдж» // Естественно-гуманитарные исследования. 2017. № 1 (15). С. 33–36.

Богагевская-Хомяк 1975 — БогагевскаяХомяк М. Философия, религия и общественность в России в конце 19-го и начале 20-го вв. // Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. ст. / Под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. С. 54–67.

Буздыгар 2008 — Буздыгар М. А. История русского интеллигента: духовный опыт С. Н. Дурылина (1900 — начало 1920-х годов): Автореф. дис. … канд. ист. наук: 24.00.01. Ярославль, 2008.

Вейдле 1975 — Вейдле В. Русская философия и русский «серебряный век» // Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. ст. / Под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. С. 68–73.

Воронцова 1991 — Воронцова Л. М. Исторические основы китежской легенды: Автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. М., 1991.

Воронцова, Орлов 1985 — Воронцова Л. М., Орлов А. С. Китежская легенда // Вопросы истории. 1985. № 10. С. 183–187.

Гроза 2008 — Гроза А. Б. Музеефикация культурного ландшафта (на примере озера Светлояр и легенды о сокровенном граде Китеже) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 70. С. 156–159.

Кулагина 2004 — Кулагина А. В. Несказочная проза об озере Светлояр: к вопросу о динамике фольклорной традиции // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 3. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. С. 62–70.

Лидов 2006 — Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.сост. А. М. Лидов. М.: Индрик, 2006. С. 9–31.

Мильков 2016 — Мильков В. В. Концепт земного рая в памятниках древнерусской письменности // Христианское чтение. 2016. № 6. С. 241–276.

Мотасова 1964 — Мотасова Э. Б. Древнерусская легенда о невидимом граде Китеже (история, успех, библиография) // Slavica tergestina. 1964. № 2. С. 161–196.

Пащенко 2018 — Пащенко М. В. Сюжет для мистерии: Парсифаль — Китеж — Золотой Петушок (историческая поэтика оперы в канун модерна). М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.

Савушкина 1972 — Савушкина Н. И. Легенда о граде Китеже в старых и новых записях // Русский фольклор: русская народная проза. Т. XIII. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. С. 58–76.

Савушкина и др. 1973 — Блинкова Л. А., Бородько Р. Г., Одинцова И. И., Савушкина Н. И. Китежская легенда и несказочная проза Заволжья // Советская этнография. 1973. № 4. С. 113–122.

Семикопов 2012 — Семикопов Д. В. Град Китеж — потерянный рай? (Легенда о граде Китеже в богословском и религиоведческом аспектах) // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2012. № 10. С. 63–77.

Шешунова 2005 — Шешунова С. В. Град Китеж в русской литературе: парадоксы и тенденции // Известия РАН. Сер. литературы и языка. 2005. № 4. С. 12–23.

Шнирельман 2014 — Шнирельман В. А. Места силы: конструирование сакрального пространства. Введение к дискуссии // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 3–9.

Для цитирования

Матлин М. Г. Озеро Светлояр vs град Китеж: особенности функционирования сакрального пространства // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 3. С. 109–123.