Поддельное чудо в рассказе Ф. М. Решетникова «Никола Знаменский» в контексте традиционной культуры: к вопросу об «антилегенде»

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
фольклорная несказочная проза, антилегенда, псевдолегенда, пародирование, «Никола Знаменский» Ф. М. Решетникова, поддельное чудо
Автор
А.П. Липатова
Сведения об авторе
Антонина Петровна Липатова
https://orcid.org/0000-0002-9041-1342
Кандидат филологических наук, научный сотрудник Центра народной культуры Ульяновской области:
Российская Федерация, 432000, г. Ульяновск, ул. Дворцовая, д. 2/13;
тел.: +7 (8422) 44-18-23; e-mail: antonina.antonina282@yandex.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2025.26.2.007
Аннотация

В статье осуществлена попытка рассмотреть поддельное чудо говорящей иконы в рассказе Ф. М. Решетникова «Никола Знаменский» в контексте традиционной культуры. Мотив говорящей иконы часто встречается как в письменной (древнерусская литература), так и в устной традиции (сказки, несказочная проза, духовные стихи). Если в романе А. Ф. Писемского «Люди сороковых годов» (1869) мотив говорящей иконы — основа назидательного повествования, то в рассказе Ф. М. Решетникова (1867), представителя этнографического направления в литературе, главка о мнимом чуде сближается с так называемыми антилегендами. В статье рассмотрены разные исследовательские подходы к такому явлению, как псевдо- (квази-, анти-) быличка, легенда: появление «псевдотекстов» как реакции на определенное художественное явление и как реакции на верование. Анализ разнообразного материала позволил говорить о трех моделях, различающихся прагматически: рассказчик и герой (участник, свидетель события) равны по статусу (появление «псевдотекстов», основанных на пародировании); рассказчик выше по статусу героя (участника, свидетеля события) и рассказчик ниже по статусу героя (участника, свидетеля события) («появление «антитекстов», к смеховой культуре не относящихся). Ф. М. Решетникову удалось в пространстве текста рассказа столкнуть все три рассмотренные модели. Прочтение текста рассказа, руководствуясь алгоритмом одной из моделей, не позволяет, на наш взгляд, в полной мере понять авторский замысел.

Список литературы

Источники и материалы

Векслер 1932 — Из литературного наследия Ф. М. Решетникова / Ред., вступ. ст. и прим. И. И. Векслера. Л.: Изд-во АН СССР, 1932. (АН СССР. Институт русской литературы. Литературный архив; Вып. 1).

Кругляшова 1991 — Предания и легенды Урала / Сост., вступ. ст. и коммент. В. П. Кругляшовой. Свердловск: Средне-Урал. кн. издво, 1991.

Решетников 1985 — Решетников Ф. М. Никола Знаменский // Решетников Ф. М. Между людьми: Повести, рассказы и очерки. М.: Современник, 1985. URL: http://az.lib.ru/r/ reshetnikow_f_m/text_0040.shtml (дата обращения: 05.05.2025).

Писемский 1959 — Писемский А. Ф. Люди сороковых годов // Писемский А. Ф. Собр. соч.: В 9 т. Т. 4, 5. М.: Правда, 1959. URL: http:// lib.ru/LITRA/PISEMSKIJ/lud40h.txt (дата обращения: 23.07.2023).

Юрчук 2019 — Легенды Псковской области: Монография: В 2 ч. Ч. 2: Местные легенды: Тексты. Комментарии. Исследование. Указатели / Сост., вступ. ст. и коммент. Л. А. Юрчук. Псков: ЛОГОС, 2019.

 

Исследования

Винокурова 1999 — Винокурова И. Ю. Современные исполнители вепсских быличек о животных // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера: (Докл. III Междунар. науч. конф. «Рябининские чтения — 99»). Петрозаводск: Гос. ист.-арх. и этногр. музейзаповедник «Кижи», 2000. С. 34–41.

Журова 2015 — Журова Л. И. Сказания о чудотворных иконах в структуре лицевого летописного свода // Quaestio Rossica. 2015. № 3. С. 179–199.

Зиновьев 1987 — Мифологическое рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В. Г. Зиновьев. Новосибирск: Наука, 1987.

Иванова 2005 — Иванова А. А. Пародирование как тип трансформации сказочной традиции // Поэтика фольклора: Сб. ст. к 80-летнему юбилею проф. Владимира Прокопьевича Аникина. М.: Изд-во Моск. ун-та: МАКС Пресс, 2005. С. 16–27.

Кириллин 2007 — Кириллин В. М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия». Литературная история памятника до XVII века. Его содержательная специфика в связи с культурой эпохи. Тексты. М.: Языки славянской культуры, 2007.

Кириллин 2017 — Кириллин В. М. Повесть о чудотворной Казанской иконе Богоматери в свете древнерусской литературной традиции // Studia Litterarum. 2017. Т. 2. № 1. С. 150–183.

Криничная 1989 — Легенды. Предания. Бывальщины / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и прим. Н. А. Криничной. М.: Современник, 1989.

Криничная 2011 — Криничная Н. А. Крестьянин и природная среда в свете мифологии. Былички, бывальщины, поверья Карелии и сопредельных областей: Исследования. Тексты. Комментарии. М.: Рус. фонд содействия образованию и науки, 2011.

Кубасов 2017 — Кубасов А. В. Нарративная структура рассказа «Никола Знаменский» и житийная икона // Кубасов А. В. Художественно-документальная очерковая проза Ф. М. Решетникова. [Б. м.]: Изд. решения, 2017. С. 9–21.

Лепахин 2011 — Лепахин В. В. Икона в русской литературе XIX века // Слово.ру: Балтийский акцент. 2011. № 1–2. С. 147–175.

Липатова 2010 — Липатова А. П. Дурак и святой: игра с реальностью или игра в реальность // Личность: игра и реальность. М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. МиклухоМаклая РАН, 2010. С. 215–235.

Липатова 2011 — Липатова А. П. Архивные дела о якобы явившихся иконах как источник этнографических исследований // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Матер. Междунар. науч. конф. / Под ред. Т. К. Щегловой. Барнаул: Алт. гос. пед. ун-т, 2011. С. 236–240.

Липатова 2023 — Липатова А. П. Вариативность имени собственного в «Николе Знаменском» Ф. М. Решетникова как средство создания художественного образа // Вопросы ономастики. 2023. Т. 20. № 1. С. 269–287.

Миненок 1993 — Миненок Е. В. Об одной тенденции развития жанра былички и о новых жанровых образованиях (к вопросу об «антибыличке») // Начало: Сб. работ молодых ученых. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького, 1993. С. 30–43.

Полторацкая 1985 — Полторацкая Т. А. Примечания // Ф. М. Решетников. Между людьми: Повести, рассказы и очерки. М.: Современник, 1985. URL: http://az.lib.ru/r/ reshetnikow_f_m/text_0040.shtml (дата обращения: 23.07.2023).

Полторжицкая, Иващенко 2014 — Полторжицкая Г. И., Иващенко Р. Ю. Современное состояние мифологической прозы на территории Восточного Казахстана // Северный регион: наука, образование, культура. 2014. № 1 (29). С. 237–243.

Созина 2009 — Созина Е. К. Специфика жанрового мышления Ф. М. Решетникова // Дергачевские чтения — 2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций: Матер. IХ Междунар. науч. конф.: В 2 т. Т. 1 / Сост. А. В. Подчиненов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. С. 281–292.

Соколова 2017 — Соколова В. Ф. Характер этнографизма русской демократической литературы 60-х годов XIX в. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6–1 (72). C. 42–44.

Соколова 1970 — Соколова В. К. Русские исторические предания. М.: Наука, 1970. СУС 1979 — Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / Сост. Л. Г. Бараг и др. Л.: Наука, 1979.

Фадеева 2015 — Фадеева Л. В. Мотив «говорящая икона» в книжной легенде и фольклоре // Функционально-структуральный метод П. Г. Богатырева в современных исследованиях фольклора: Сб. ст. и матер. М.: ГИИ, 2015. С. 176–189.

Феоктистова 2011 — Феоктистова И. К. Повествования о горном батюшке в сборниках А. Мисюрева: вопросы жанра и формы бытования // Вестник Омского университета. 2011. № 3 (61). С. 226–231.

Фокеев 2004 — Фокеев А. Л. Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века (истоки, тип творчества, история развития): Дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01. 2004.

Юрчук, Казаков 2016 — Юрчук Л. А., Казаков И. В. Псковские легенды о «деревенских святынях» (по материалам фольклорного архива ПсковГУ) // Вестник Псковского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 51–63.

Для цитирования

Липатова А. П. Поддельное чудо в рассказе Ф. М. Решетникова «Никола Знаменский» в контексте традиционной культуры: к вопросу об «антилегенде» // Традиционная культура. 2025. Т. 26. № 2. С. 95–108.