https://orcid.org/0000-0002-9041-1342
Кандидат филологических наук, научный сотрудник Центра народной культуры Ульяновской области:
Российская Федерация, 432000, г. Ульяновск, ул. Дворцовая, д. 2/13;
тел.: +7 (8422) 44-18-23; e-mail: antonina.antonina282@yandex.ru
В статье осуществлена попытка рассмотреть поддельное чудо говорящей иконы в рассказе Ф. М. Решетникова «Никола Знаменский» в контексте традиционной культуры. Мотив говорящей иконы часто встречается как в письменной (древнерусская литература), так и в устной традиции (сказки, несказочная проза, духовные стихи). Если в романе А. Ф. Писемского «Люди сороковых годов» (1869) мотив говорящей иконы — основа назидательного повествования, то в рассказе Ф. М. Решетникова (1867), представителя этнографического направления в литературе, главка о мнимом чуде сближается с так называемыми антилегендами. В статье рассмотрены разные исследовательские подходы к такому явлению, как псевдо- (квази-, анти-) быличка, легенда: появление «псевдотекстов» как реакции на определенное художественное явление и как реакции на верование. Анализ разнообразного материала позволил говорить о трех моделях, различающихся прагматически: рассказчик и герой (участник, свидетель события) равны по статусу (появление «псевдотекстов», основанных на пародировании); рассказчик выше по статусу героя (участника, свидетеля события) и рассказчик ниже по статусу героя (участника, свидетеля события) («появление «антитекстов», к смеховой культуре не относящихся). Ф. М. Решетникову удалось в пространстве текста рассказа столкнуть все три рассмотренные модели. Прочтение текста рассказа, руководствуясь алгоритмом одной из моделей, не позволяет, на наш взгляд, в полной мере понять авторский замысел.
Источники и материалы
Векслер 1932 — Из литературного наследия Ф. М. Решетникова / Ред., вступ. ст. и прим. И. И. Векслера. Л.: Изд-во АН СССР, 1932. (АН СССР. Институт русской литературы. Литературный архив; Вып. 1).
Кругляшова 1991 — Предания и легенды Урала / Сост., вступ. ст. и коммент. В. П. Кругляшовой. Свердловск: Средне-Урал. кн. издво, 1991.
Решетников 1985 — Решетников Ф. М. Никола Знаменский // Решетников Ф. М. Между людьми: Повести, рассказы и очерки. М.: Современник, 1985. URL: http://az.lib.ru/r/ reshetnikow_f_m/text_0040.shtml (дата обращения: 05.05.2025).
Писемский 1959 — Писемский А. Ф. Люди сороковых годов // Писемский А. Ф. Собр. соч.: В 9 т. Т. 4, 5. М.: Правда, 1959. URL: http:// lib.ru/LITRA/PISEMSKIJ/lud40h.txt (дата обращения: 23.07.2023).
Юрчук 2019 — Легенды Псковской области: Монография: В 2 ч. Ч. 2: Местные легенды: Тексты. Комментарии. Исследование. Указатели / Сост., вступ. ст. и коммент. Л. А. Юрчук. Псков: ЛОГОС, 2019.
Исследования
Винокурова 1999 — Винокурова И. Ю. Современные исполнители вепсских быличек о животных // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера: (Докл. III Междунар. науч. конф. «Рябининские чтения — 99»). Петрозаводск: Гос. ист.-арх. и этногр. музейзаповедник «Кижи», 2000. С. 34–41.
Журова 2015 — Журова Л. И. Сказания о чудотворных иконах в структуре лицевого летописного свода // Quaestio Rossica. 2015. № 3. С. 179–199.
Зиновьев 1987 — Мифологическое рассказы русского населения Восточной Сибири / Сост. В. Г. Зиновьев. Новосибирск: Наука, 1987.
Иванова 2005 — Иванова А. А. Пародирование как тип трансформации сказочной традиции // Поэтика фольклора: Сб. ст. к 80-летнему юбилею проф. Владимира Прокопьевича Аникина. М.: Изд-во Моск. ун-та: МАКС Пресс, 2005. С. 16–27.
Кириллин 2007 — Кириллин В. М. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия». Литературная история памятника до XVII века. Его содержательная специфика в связи с культурой эпохи. Тексты. М.: Языки славянской культуры, 2007.
Кириллин 2017 — Кириллин В. М. Повесть о чудотворной Казанской иконе Богоматери в свете древнерусской литературной традиции // Studia Litterarum. 2017. Т. 2. № 1. С. 150–183.
Криничная 1989 — Легенды. Предания. Бывальщины / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и прим. Н. А. Криничной. М.: Современник, 1989.
Криничная 2011 — Криничная Н. А. Крестьянин и природная среда в свете мифологии. Былички, бывальщины, поверья Карелии и сопредельных областей: Исследования. Тексты. Комментарии. М.: Рус. фонд содействия образованию и науки, 2011.
Кубасов 2017 — Кубасов А. В. Нарративная структура рассказа «Никола Знаменский» и житийная икона // Кубасов А. В. Художественно-документальная очерковая проза Ф. М. Решетникова. [Б. м.]: Изд. решения, 2017. С. 9–21.
Лепахин 2011 — Лепахин В. В. Икона в русской литературе XIX века // Слово.ру: Балтийский акцент. 2011. № 1–2. С. 147–175.
Липатова 2010 — Липатова А. П. Дурак и святой: игра с реальностью или игра в реальность // Личность: игра и реальность. М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. МиклухоМаклая РАН, 2010. С. 215–235.
Липатова 2011 — Липатова А. П. Архивные дела о якобы явившихся иконах как источник этнографических исследований // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Матер. Междунар. науч. конф. / Под ред. Т. К. Щегловой. Барнаул: Алт. гос. пед. ун-т, 2011. С. 236–240.
Липатова 2023 — Липатова А. П. Вариативность имени собственного в «Николе Знаменском» Ф. М. Решетникова как средство создания художественного образа // Вопросы ономастики. 2023. Т. 20. № 1. С. 269–287.
Миненок 1993 — Миненок Е. В. Об одной тенденции развития жанра былички и о новых жанровых образованиях (к вопросу об «антибыличке») // Начало: Сб. работ молодых ученых. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького, 1993. С. 30–43.
Полторацкая 1985 — Полторацкая Т. А. Примечания // Ф. М. Решетников. Между людьми: Повести, рассказы и очерки. М.: Современник, 1985. URL: http://az.lib.ru/r/ reshetnikow_f_m/text_0040.shtml (дата обращения: 23.07.2023).
Полторжицкая, Иващенко 2014 — Полторжицкая Г. И., Иващенко Р. Ю. Современное состояние мифологической прозы на территории Восточного Казахстана // Северный регион: наука, образование, культура. 2014. № 1 (29). С. 237–243.
Созина 2009 — Созина Е. К. Специфика жанрового мышления Ф. М. Решетникова // Дергачевские чтения — 2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций: Матер. IХ Междунар. науч. конф.: В 2 т. Т. 1 / Сост. А. В. Подчиненов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. С. 281–292.
Соколова 2017 — Соколова В. Ф. Характер этнографизма русской демократической литературы 60-х годов XIX в. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6–1 (72). C. 42–44.
Соколова 1970 — Соколова В. К. Русские исторические предания. М.: Наука, 1970. СУС 1979 — Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / Сост. Л. Г. Бараг и др. Л.: Наука, 1979.
Фадеева 2015 — Фадеева Л. В. Мотив «говорящая икона» в книжной легенде и фольклоре // Функционально-структуральный метод П. Г. Богатырева в современных исследованиях фольклора: Сб. ст. и матер. М.: ГИИ, 2015. С. 176–189.
Феоктистова 2011 — Феоктистова И. К. Повествования о горном батюшке в сборниках А. Мисюрева: вопросы жанра и формы бытования // Вестник Омского университета. 2011. № 3 (61). С. 226–231.
Фокеев 2004 — Фокеев А. Л. Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века (истоки, тип творчества, история развития): Дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01. 2004.
Юрчук, Казаков 2016 — Юрчук Л. А., Казаков И. В. Псковские легенды о «деревенских святынях» (по материалам фольклорного архива ПсковГУ) // Вестник Псковского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 51–63.
Липатова А. П. Поддельное чудо в рассказе Ф. М. Решетникова «Никола Знаменский» в контексте традиционной культуры: к вопросу об «антилегенде» // Традиционная культура. 2025. Т. 26. № 2. С. 95–108.