Похоронно-поминальный обряд и роль сельского ритуального специалиста у русских-юрлинцев

Альманах
Ключевые слова
юрлинцы, архаический ареал, похоронно-поминальная обрядность, диалектная обрядовая терминология, ритуальный специалист
Автор
С.Ю. Королёва, М.А. Тихонова
Сведения об авторе
Светлана Юрьевна Королёва
http://orcid.org/0000-0003-4246-907X
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра славистических исследований Института славяноведения РАН:
Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;
тел.: +7 (495) 938-17-80; e-mail: petel@yandex.ru

Маргарита Александровна Тихонова
http://orcid.org/0000-0001-9198-2705
Младший научный сотрудник Научно-образовательного центра славистических исследований Института славяноведения РАН:
Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский пр-т, д. 32а;
тел.: +7 (495) 938-17-80; e-mail: margarita.a.tikhonova@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2023.24.1.010
Благодарность

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 22– 18–00484, https://rscf.ru/project/22–18–00484/.

Аннотация

В статье на примере одной микролокальной традиции показано состояние похоронно-поминальной обрядности юрлинцев — этнографической группы русских, проживающих в коми-пермяцком окружении. Материалом послужили интервью с ритуальным специалистом с. Усть-Зула Пермского края и наблюдение домашнего поминовения в 2013 г. На обследованной территории сохраняются традиционные ритуалы и диалектная обрядовая терминология, архаичный пласт которых содержит семантику дороги на тот свет (сбор «котомочки» для умершего, проводы души и т. п.). Местная кухня включает блюда, вышедшие из повседневного рациона, но сохраняющие статус ритуальной пищи. Усложненный характер юрлинской обрядности делает востребованной фигуру ритуального специалиста — распорядителя, знатока традиционной обрядовой лирики и фольклоризованных поминальных молитв. Важную роль в обряде играют обращения к умершему, которые выстраиваются из формульных выражений, стилистически связанных с молитвами, заговорами, причетами; владение навыком такого разговора, как и комплексом жанров похоронно-поминального фольклора, является показателем мастерства сельского ритуального специалиста. Домашнее поминовение имеет четкую структуру, но является гибкой обрядовой формой, которая может адаптироваться к особым случаям и приобретать «многослойную» прагматику (просьба о прощении у умерших за нарушение ритуальной нормы, публичное покаяние, укрепление статуса ритуального специалиста и др.).

Список литературы

Источники и материалы

Бахматов и др. 2003 — Юрлинский край. Традиционная культура русских конца XIX–XX вв.: Матер. и иссл. / А. А. Бахматов, И. А. Подюков и др. Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 2003.

Бахматов и др. 2008 — Русские в Коми-Пермяцком округе: обрядность и фольклор: Матер. и иссл. / А. А. Бахматов и др. Пермь: От и до, 2008.

Духовные стихи 2009 — Духовные стихи Пермского края / Сост. Н. Н. Успенская. Екатеринбург: Свердл. обл. Дом фольклора, 2009.

Жуланова 2001 — Жуланова Н. И. «У отца да было у Владимира»: духовные стихи д. Пож // Вестник Российского фольклорного союза. 2001. № 1. С. 4–7.

СПГ 2000 — Словарь пермских говоров. Вып. 1 / Ред. А. Н. Борисова, К. Н. Прокошева. Пермь: Кн. мир, 2000.

ФА ЛТПФ — Фольклорный архив Лаборатории теоретической и прикладной фольклористики ПГНИУ.

 

Исследования

Власова 1984 — Власова И. В. К изучению этнографических групп русских (юрлинцы) //

Полевые исследования Института этнографии. 1980–1981 / Отв. ред. С. И. Вайнштейн. М.: Наука, 1984. С. 3–11.

Данченкова 2003 — Данченкова Н. Ю. Деревенский обычай «ходить по покойнику» // Религиозный опыт народной культуры: Образы. Обычаи. Художественная практика: Сб. ст. / Отв. ред. Н. Ю. Данченкова. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2003. С. 173–225.

Жуланова 1995 — Жуланова Н. И. Юрлинцы: русский «остров» или контактная зона? // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 6: Русский фольклор в инокультурном окружении / Отв. ред. А. С. Каргин. М.: ГРЦРФ, 1995. С. 77–88.

Королёва 2014 — Королёва С. Ю. Обряд «проводов души» с ритуальным заместителем умершего // Антропологический форум. 2014. № 23. С. 52–76.

Королёва 2015 — Королёва С. Ю. Юрлинские народные поминальные молитвы // Рябининские чтения‑2015 / Отв. ред. Т. Г. Иванова. Петрозаводск, 2015. С. 320–323.

Кремлёва 1980 — Кремлёва И. А. Похоронно-поминальная обрядность русского населения Пермской области // Полевые исследования Института этнографии. 1978 / Отв. ред. С. И. Вайнштейн. М.: Наука, 1980. С. 21–30.

Лапин 2017 — Лапин В. А. Очерки исторической проблематики русского музыкального фольклора. СПб.: Левша, 2017.

Левкиевская 2014 — Левкиевская Е. Е. «Просто несли веру христианскую в массы…» // Живая старина. 2014. № 4. С. 50–53.

Левкиевская 2015 — Левкиевская Е. Е. «Народное отпевание» в Самойловском районе Саратовской области // Memento Mori: похоронные традиции в современной культуре / Отв. ред. Д. В. Громов. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2015. С. 10–35.

На путях 1989 — На путях из земли Пермской в Сибирь: Очерки этнографии северноуральского крестьянства XVII–XX вв. / Отв. ред. В. А. Александров. М.: Наука, 1989.

Плотникова 2015 — Плотникова А. А. Славянские островные ареалы в Австрии и Румынии // Этнографическое обозрение. 2015. № 2. С. 59–69.

Плотникова 2016 — Плотникова А. А. Славянские островные ареалы: архаика и инновации. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2016.

Седакова 2004 — Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: Индрик, 2004.

Толстая 2019 — Славянские архаические ареалы в пространстве Европы: Колл. монография / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2019.

Толстой 1995 — Толстой Н. И. Проблема реконструкции древнеславянской духовной культуры // Толстой Н. И. Язык и народная культура. М.: Индрик, 1995. С. 41–60.

Чагин 1995 — Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце ХVI — первой половины ХIХ в. Пермь: Перм. ун-т, 1995.

Черных 2013 — Черных А. В. Русский «остров» в коми-пермяцком окружении в Пермском крае России // Słowiańskie wyspy językowe i kulturowe / Pod red. E. Nowieckiej, M. Głuszkowskiego. Toruń: Eikon, 2013. S. 173–184.

Черных 2015 — Черных А. В. Русские «острова» в русском окружении: модели локальных традиций Пермского Прикамья // Этнографическое обозрение. 2015. № 2. С. 48–59.

Четина, Королёва 2016 — Четина Е. М., Королёва С. Ю. Традиционная обрядность и «ритуальные специалисты» в современном селе // Социо- и психолингвистические исследования. Вып. 4. С. 137–144.

Чистов 1982 — Чиcтов К. В. Причитания у славянских и финно-угорских народов (некоторые итоги и проблемы) // Обряды и обрядовый фольклор / Отв. ред. В. К. Соколова. М.: Наука, 1982. С. 101–114.

Чугаева 2015 — Чугаева С. В. Человек и Смерть (на материале погребальных и поминальных обрядов коми-пермяков). М.: Триумф, 2015.

Югай 2019 — Югай Е. Ф. Челобитная на тот свет: вологодские причитания в XX веке. М.: Индрик, 2019.

Для цитирования

Королёва C. Ю., Тихонова М. А. Похоронно-поминальный обряд и роль сельского ритуального специалиста у русских-юрлинцев // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 1. С. 110–121.