Сектанты и их напевы в восприятии православных людей. (По материалам церковной и светской публицистики)

Альманах
Ключевые слова
Церковь, секты, священник, миссионерство, песнопения
Автор
А.Н. Розов
Сведения об авторе
Александр Николаевич Розов
https://orcid.org/0000-0003-1696-3111
Доктор культурологии, кандидат филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН:
Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 4;
тел.: +7 (812) 328-19-01; e-mail: rosov@list.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2023.24.3.008
Аннотация

В статье дан обзор материалов по указанной теме, опубликованных с середины XIX до начала XX в., когда в России наблюдается нарастание кризиса Русской православной церкви, который, в частности, проявился в повсеместном распространении сектантства. Анализируются причины массового оттока городского и сельского населения от православия. Выделена главная причина этого явления: простой народ в своем большинстве не знал основных истин христианской веры, не понимал смысл молитв и песнопений в храме, исполнявшихся на церковнославянском языке. Молитвенные собрания сектантов привлекали тем, что богослужебная литература часто читалась и комментировалась там на русском языке, наставники были хорошими проповедниками, говорившими со всеми просто и доступно. На русском языке также исполнялись псалмы и канты. В статье охарактеризованы особенности сектантских песнопений (их напевы), привлекавшие внимание православных. Подчеркивается стремление сектантов привлечь на свою сторону верующих театральностью обрядов, эмоциональным звучанием кантов и псалмов, которые возвращали слушателей к забываемой народной песенной традиции. Эти напевы производили сильное впечатление и на священников-миссионеров (Ф. Светозарова), и на светских людей (В. В. Верещагина, В. Д. Бонч-Бруевича). На основании утверждений многих миссионеров можно констатировать, что пропаганда сектантов была гораздо успешнее, чем миссионерская деятельность Церкви. Причин появления и роста сект в России очень много. Подробный их анализ выходит за рамки статьи. В данной статье рассматривается лишь один малоизученный аспект русского сектантства — эстетическое воздействие напевов на православных.

Список литературы

Источники и материалы

Б. А. 1885 — Б. А. К вопросу о развитии и живучести сектантства в России // ТЕВ. 1885. № 20 (15 окт.). С. 1056–1088. Боголюбов 1913 — Боголюбов Д. И. Распевание текстов Св. Писания для ограждения православных от сектантских суемудрий // ТЕВ. 1913. № 24 (15 июня). С. 780–784.

Бонч-Бруевич 1922 — Бонч-Бруевич В. Из мира сектантов: Сб. ст. М.: Гос. изд-во, 1922.

Бортовский 1911 — Бортовский Н. Штундобаптизм // Русские сектанты, их учения, культ и способы пропаганды. Братский труд членов IV Всероссийского Миссионерского Съезда / Ред. и изд. М. А. Кальнев. Одесса, 1911. С. 107–128.

Верещагин 1900 — [Верещагин] Духоборы и молокане в Закавказье. Шииты в Карабахе. Батчи о опиумо-еды в Средней Азии. ОберАменргау в горах Баварии. Рассказы художника В. В. Верещагина с рисунками. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1900.

Головкин 1899 — Головкин М. Очерки Оренбургской хлыстовщины // ОЕВ. 1897. № 21 (1 нояб.). С. 775–781; 1899. № 4 (14 февр.). С. 142–150.

Замятин 1879 — Замятин И. Аникуша: (Эпизод из истории местного раскола) // ТЕВ. 1879. № 23 (1 дек.). С. 1–11. (Прибавление к № 10). Иннокентий 1906 — [Иннокентий]. Докладная записка Святейшему Правительствующему Синоду Иннокетия, епископа Тамбовского и Шацкого // ТЕВ. 1906. № 3 (21 янв.). С. 156–157.

Иннокентий 1909 — [Иннокентий]. Речь
преосвященного Иннокентия, епископа Тамбовского, на епархиальном съезде 5 сентября сего 1909 года, по поводу распространения баптизма в Тамбовской губернии // ТЕВ. 1909. № 36 (12 сент.). С. 1665–1672.

Кальнев 1904 — Кальнев М. Значение молитвенных песнопений сектантов в деле пропаганды их лжеучения // МО. 1904. Сент. № 13. С. 372–375.

Кирика 1911 — Кирика Ф. Современные способы сектантской пропаганды // Русские сектанты, их учения, культ и способы пропаганды. Братский труд членов IV Всероссийского Миссионерского Съезда / Ред. и изд. М. А. Кальнев. Одесса, 1911. С. 311–325.

Малицкий 1883 — Малицкий П. Несколько слов о хлыстах // ТЕВ. 1883. № 23 (1 дек.). С. 942–963.

Михайловский 1874 — Михайловский Г. О мерах противодействия распространению шалопутской секты // КЕВ. 1874. № 23 (16 нояб.). С. 766–774.

Муратов 1914 — Муратов М. В. Песни Нового Израиля // Живая старина. 1914. Вып. 1–2. С. 373–394.

Муратов 1915 — Муратов М. В. Песни Людей Божиих // Этнографическое обозрение. Кн. CVII–CVIII. 1915. № 3–4. С. 15–61.

Общее пение 1894 — Общее пение как желательная принадлежность христианского православного богослужения // ОЕВ. 1894. № 5 (1 марта). С. 150–155. (Перепечатка из «Могилевских епархиальных ведомостей»).

Панормов 1910 — Панормов I. (протоиерей). Наш ответ на большой новогодний вопрос // ТЕВ. 1910. № 4 (28 янв.). С. 128–131.

Победоносцев 1916 — Письма К. П. Победоносцева преосвященному Иллариону, архиепископу Полтавскому // Русский архив. 1916. № 1–3. С. 129–171.

Светозаров 1910а — [Светозаров Ф.] Большой новогодний вопрос (Из письма о. ректору) // ТЕВ. 1910. № 2 (9 янв.). С. 49–51.

Светозаров 1910б — Светозаров Ф. Из церковной жизни в г. Борисоглебске. Речь, произнесенная 27 дек. 1909 г. в Преображенском соборе Борисоглебска по поводу собрания баптистов в здании театра // ТЕВ. 1910. № 2 (9 янв.). С. 51–56.

Светозаров 1911 — Светозаров Ф. На моленье у баптистов. Мысли православного о борьбе с баптизмом под впечатлением виденного на их моленье // ТЕВ. 1911. № 51/52 (31 дек.). С. 1745–1758.

Худоносов 1888 — Худоносов М. Костылевская Челябинского уезда церковно-приходская школа в память 17 окт. 1888 г. // ОЕВ. 1896. № 11 (1 июня). С. 351–357; № 12 (15 июня). С. 381–387.

Худоносов 1902 — Худоносов М. К вопросу об общем церковном пении // ОЕВ. 1902. № 1 (1янв.). С. 18–21. Церковное чтение и пение 1915 — Церковное чтение и пение как средство борьбы с сектантством // ОЕВ. 1916. № 11–2 (16–31 марта). С. 119–128.

Ясевич-Бородаевская 1912 — Ясевич-Бородаевская В. И. Борьба за веру: Историкобытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии с приложением статей закона и высочайших указов. СПб.: Гос. тип., 1912.

 

Исследования

Муратов 1919 — Муратов М. В. Русское сектантство. М., 1919.

Панченко 2002 — Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.: ОГИ, 2002.

Розов 2019 — Розов А. Н. Традиционная культура русских сектантов на страницах епархиальных ведомостей (1860–1917 гг.) // IV Всерос. конгресс фольклористов (Тула, 1–5 марта 2018 г.): Сб. науч. ст.: В 3 т. Т. 2: Многообразие фольклорных традиций: история и современность. М.: ГРДНТ им. В. Д. Поленова, 2019. С. 25–32.

Эткинд 2013 — Эткинд А. Хлыст: Секты, литература и революция. 2-е изд., сокр. М.: Новое лит. обозрение, 2013. С. 62.

Для цитирования

Розов А. Н. Сектанты и их напевы в восприятии православных людей. (По материалам церковной и светской публицистики) // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 3. С. 98–108.