Сетевые педагогические мастерские в контексте молодежного фольклорного движения

Альманах
Ключевые слова
молодежное фольклорное движение, сетевые педагогические мастерские, традиционная народная культура, единство в многообразии, информационно-коммуникационные технологии, Республика Марий Эл
Автор
Т.А. Золотова
Сведения об авторе
Татьяна Аркадьевна Золотова
https://orcid.org/0000-0003-3734-1514
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и журналистики Марийского государственного университета:
Российская Федерация, 424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1;
тел.: +7 (8362) 68-80-02; e-mail: zolotova_tatiana@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2023.24.2.012
Благодарность

Работа осуществляется при поддержке гранта Российского научного фонда (№22–28–01395).

Аннотация

В статье рассматривается деятельность экспериментальных площадок и мастерских как одно из направлений молодежного фольклорного движения. Приводятся факты, свидетельствующие о некотором снижении интереса к фольклору в молодежной среде и важности приобщения детей и подростков к традиционной фольклорной культуре в возможно более раннем возрасте. Осмысляется опыт сетевых экспериментальных мастерских в ряде регионов России и предлагается подробный анализ деятельности сетевой педагогической мастерской «Проектная деятельность младшего школьника по направлению ИК-технологий в процессе реализации содержания УМК “Перспектива”», организованной специалистами Центра начального образования издательства «Просвещение» в Республике Марий Эл в 2018 г. В статье показаны принципиально значимые, по мнению автора, теоретико-методологические основания работы мастерской, в частности, особенности использования в процессе создания проектов общефилософского принципа «единства в многообразии». Предложена последовательность реализации данного принципа в работе на материале разных жанров фольклора. Также большое внимание уделено возможностям и перспективам применения в проектах современных информационно-коммуникационных технологий. Проводится мысль об использовании их уже в начальной школе в стадиях модификации и преобразования. Дано описание наиболее интересных в этом плане проектов. Научную значимость результатов деятельности сетевой педагогической мастерской можно соотнести с попыткой создания в конкретном поликультурном регионе репрезентативной модели освоения современными средствами нематериального этнокультурного достояния народов России. Эта модель может быть востребована и применена в любом другом российском регионе, разумеется, с соответствующей корректировкой, учитывающей конкретную социокультурную специфику каждого региона и опирающейся на общий плодотворный принцип «единства в многообразии».

Список литературы

Источники и материалы

Дорохова 2016 — Дорохова Е. А. От состаfolklore.marsu.ru — Фольклор вятских переселенцев РМЭ: традиции и современное состояние. URL: http://folklore.marsu.ru/ (дата обращения: 16.03 2023). malro26.site/pm.shtml — МАОУ «Гимназия № 26 им. Андре Мальро» [веб-сайт]. URL: https://malro26.site/pm.shtml (дата обращения: 16.03.2023).

vmuseum.marsu.ru — Виртуальный музей фольклора Горномарийского района РМЭ. URL: http://vmuseum.marsu.ru/ (дата обращения: 16.03.2023). vmuseum2.marsu.ru — Виртуальный музей фольклора Юринского района РМЭ. URL: http://vmuseum2.marsu.ru/ (дата обращения: 16.03.2023).

ВЕК 2023 — ВЕК. Народная музыка в современном мире. Видео традиционной культуры различных регионов России. URL: https://www. youtube.com/vekchannel (дата обращения: 16.03.2023).

Страна детства 2022 — «Страна детства». «Дети — детям». Опыт создания обучающимися начальной школы аудиосборника сказочного фольклора народов РМЭ (на материале традиционной культуры). URL: https://uchitel. club/events/strana-detstva-deti-detyam-opytsozdaniya-obucayushhimisya-nacalnoi-skolyaudiosbornika-skazocnogo-folklora-narodovrme-na-materiale-tradicionnoi-kultury/ (дата обращения: 16.03.2023).

Традиционная (фольклорная) культура 2016 — Традиционная (фольклорная) культура и проблемы образования в регионах России: Метод. матер. / Сост. Т. А. Золотова, М. Ю. Новицкая и др.; Под ред. Л. В. Фарисенковой. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2016.

Фольклорный лагерь для молодежи 2021 — Фольклорный лагерь для молодежи откроется на Русском Севере. URL: https://smotrim.ru/article/2587534 (дата обращения: 16.03.2023).

Формирование ИКТ-компетенции 2011 — Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: Пос. для учителей общеобразовательных учреждений / [Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова]. М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

 

Исследования

Быкова 2010 — Быкова Э. Р. Традиционная народная культура, ее роль и место в современном поликультурном пространстве // Фольклорное движение в современном мире: Сб. ст. / Сост. Е. А. Дорохова. М.: ГРЦРФ, 2016. С. 21–31.

Гавриляченко 2016 — Гавриляченко И. Э. Фольклоризация общества в историческом и проектном контекстах // Фольклорное движение в современном мире: Сб. ст. / Сост. Е. А. Дорохова. М.: ГРЦРФ, 2016. С. 11–20.

Дорохова 2016 — Дорохова Е. А. От составителя // Фольклорное движение в современном мире: Сб. ст. М.: ГРЦРФ, 2016. С. 5.

Золотова 2022 — Золотова Т. А. Сетевая педагогическая мастерская как форма популяризации нематериального культурного наследия современными средствами // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 1. С. 11–21.

Золотова, Новицкая 2013 — Золотова Т. А., Новицкая М. Ю. Новые подходы к решению проблемы межкультурных взаимодействий (на материале экспериментального исследования ФИРО/МарГУ в Республике Марий Эл // Навстречу Третьему Всерос. конгрессу фольклористов: Сб. науч. ст. / Сост. и отв. ред. Н. Е. Котельникова. М.: ГРЦРФ, 2013. С. 255–266.

Золотова, Новицкая 2015 — Золотова Т. А., Новицкая М. Ю. Интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности как механизм обеспечения всестороннего развития обучающихся // Начальная школа. 2015. № 8. С. 41–45.

Золотова и др. 2017 — Золотова Т. А., Ефимова Н. И., Плотникова Е. А., Токтарова В. И. Формы и методы популяризации фольклорного наследия (из опыта работы фольклористов Марийского госуниверситета) // Человек и событие в исторической памяти: Сб. ст. / Отв. ред. Ю. А. Крашенинникова. Сыктывкар: Центр оперативной полиграфии, 2017. С. 350–360.

Золотова и др. 2018 — Золотова Т. А., Ефимова Н. И., Плотникова Е. А. Современные формы хранения и презентации регионального фольклорного материала // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 5. С. 252–266.

Золотова, Плотникова 2021 — Золотова Т. А., Плотникова Е. А. Цифровые технологии и традиционная (фольклорная) культура // Инновационные коммуникационные технологии: Сб. трудов XVIII Междунар. науч.- практ. конф. / Под ред. С. У. Увайсова. М.: Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Жуковского, 2021. С. 133–137.

Золотова и др. 2022 — Золотова Т. А., Карацуба О. В., Новицкая М. Ю., Плотникова Е. А. Современные технологии на начальном этапе изучения традиционной (фольклорной) культуры в школе // Инновационные, информационные и коммуникационные технологии: Сб. трудов XIX Междунар. науч. конф. / Под ред. С. У. Увайсова. М.: Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Жуковского, 2022. С. 71–77.

Сорокин 2020 — Сорокин П. А. Фольклор в детском воспитании и образовании // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 18: Детская культура и фольклор в социокультурном пространстве России / Сост. В. Е. Добровольская, А. Б. Ипполитова; Отв. ред. М. Г. Матлин. М.; Ульяновск: ГРДНТ им. В. Д. Поленова: Центр народной культуры Ульяновской области, 2020. С. 65–81

Для цитирования

Золотова Т. А. Сетевые педагогические мастерские в контексте молодежного фольклорного движения // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 2. С. 140–152.