СИМВОЛИКА ГОЛОВНЫХ УБОРОВ В КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДАХ УДМУРТОВ

Альманах
Ключевые слова
головной убор, мифологическая символика, медиативная функция, возрастная социализация, девья крáсота, «растительно-птичий» код
Автор
Т.Г. Владыкина, Г.А. Глухова
Сведения об авторе
Владыкина Т. Г. — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Удмуртского института истории, языка и литературы УрО: Российская Федерация, Удмуртская Республика, 426004, г. Ижевск, ул. Ломоносова, д.4; тел.: +7 (3412) 68–78–44; e-mail:
tgvladykina@mail.ru
Глухова Г.А. — кандидат филологических наук, доцент кафедры удмуртской литературы
и литературы народов России Удмуртского государственного университета: Российская Федерация, Удмуртская Республика, 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, д.1; тел.: +7 (3412)
91-61-66; e-mail: galant@udm.ru
Благодарность

Статья выполнена в рамках проекта «Предметные реалии удмуртской этнокультуры» (грант РГНФ АААА–А16–116042010050–2).

Аннотация

В статье рассматривается знаковая сущность головных уборов в календарных обрядах удмуртов. На основе анализа содержания обрядов раскрываются символические качества и свойства материала изготовления, внешнего вида, прагматики. Закономерности использования мужских и девичьих/женских головных уборов в календаре обусловлены сезонной приуроченностью (поминальные обряды как способ установления связей с умершими предками) и возрастной социализацией (молодежные празднества как игровая форма свадебного ритуала). Берестяной колпак (туй калпак) распорядителя обряда в последний день масленичного цикла корреспондирует с берестяными личинами святочных ряженых (туй бам) и берестяными емкостями поминальных обрядов (чурок) или жертвоприношений лешему (чумон), символизируя мифологические представления о связи с умершими предками. Шапка (изьы/ызьы) и платок (кышет) /головное полотенце (чалма) безотносительно к основной одежде символизируют феминно-маскулинную принадлежность и широко используются в переодеваниях-травести в святочном ряженье и поминальном жертвоприношении в честь умерших родителей, приуроченном к осенне-зимнему сезону, крайние сроки которого строго ограничены днями зимнего солнцеворота. Девичьи головные уборы в осенних обрядах символизируют переход девушек в иной статус (невесты). Форма шляп, используемый материал являются эквивалентами «растительно-птичьей» символики свадебной обрядности и обнаруживают параллели славяно-русской девьей крáсоте.

Список литературы

Бушкевич 2004  —  Бушкевич С.П. Курица  // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 3: К (Круг) — П (Перепелка) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 2004. С. 62–63.

Верещагин 2001  —  Верещагин Г.Е. Собр. соч.: В  6  т.  Т.  3. Кн. 2. Вып. 2: Очерки русских Вятско-Прикамского края  / Под ред. В.М. Ванюшева; Отв. за вып. Г.К. Шкляев; Предисл. В.М. Ванюшева; Предм.-темат. указ. Г.К. Шкляева и  Т.Г. Владыкиной. Ижевск, 2001. (Памятники культуры).

Виноградов 1974  —  Виноградов С.Н. Удмуртская одежда. Ижевск, 1974. Виноградова 1982  —  Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и  восточных славян. Генезис и типология колядования. М., 1982.

Владыкина 1998 — Владыкина Т.Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики. Ижевск, 1998.

Владыкина 2006  —  Владыкина Т.Г. Атрибутивные и  вербальные параллели в  удмуртском и русском свадебном ритуалах // Русский Север и  восточные финно-угры: проблемы пространственно-временного фольклорного диалога: Матер. I Межрег. конф. и VII Междунар. школы молодого фольклориста. (Ижевск, 23–26  октября 2005 г.)  / Отв. ред. В.М. Гацак, Т.Г. Владыкина. Ижевск, 2006. С. 50–57.

Владыкина 2012  —  Владыкина Т.Г. Всего об одной песенной формуле осеннего ряженья удмуртов-калмезов // Проблемы культурно-языковой регионалистики. Пермь, 2012. С. 190–194.

Владыкина, Глухова 2009 — Владыкина Т.Г., Глухова Г.А. «Женская» и «мужская» ипостаси Масленицы в  удмуртской традиции  // Языки и  культура финно-угорских народов в  условиях глобализации: Матер. IV Всерос. конф. финно-угроведов. Ханты-Мансийск, 2009. С. 223–225.

Владыкина, Глухова 2011  —  Владыкина Т. Г., Глухова Г.А. Ар-год-берган: Обряды и праздники удмуртского календаря. Ижевск, 2011. Г

лухова 1997  —  Глухова Г.А. Культ плодородия в  обряде «креньюон» северных удмуртов  // III Рос. университетско-академическая науч.-практ. конф.: Тез. докл. Ч.  4. Ижевск, 1997. С. 45–46.

Глухова 2006  —  Глухова Г.А. Осенние молодежные празднества восточных финноугров  // Русский Север и  восточные финноугры: проблемы пространственно-временного фольклорного диалога: Матер. I Межрег. конф. и  VII Междунар. школы молодого фольклориста. (Ижевск, 23–26  октября 2005 г.)  / Отв. ред. В.М. Гацак, Т.Г. Владыкина. Ижевск, 2006. С. 58–62.

Гура 1999 — Гура А. В. Каравай // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В 5 т. Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки) / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 1999. С. 461–466.

Гура, Усачева 1999  —  Гура А.В., Усачева В.В. Квитка  // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: В  5  т. Т.  2: Д (Давать)  —  К  (Крошки)  / Под общ. ред. Н.И. Толстого. М., 1999. С. 489–492.

Долганова, Морозов 2002  —  Долганова Л.Н., Морозов И.А. Игры и развлечения удмуртов. Ижевск, 2002.

Косарева 2008  —  Косарева И.А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце XIX —  начале XX в. Ижевск, 2000.

Лебедева 2008  — Лебедева С.Х. Удмурт калык дӥськут = Удмуртская народная одежда = Udmurt Folk Costume. Ижевск, 2008.

Лебедева, Волкова 1983 — Головные уборы. Налобные повязки: Каталог / Сост. С.Х. Лебедева, Л.А. Волкова. Ижевск, 1983. Лебедева, Волкова 1985 — Головные уборы. Головные полотенца: Каталог / Сост. С.Х. Лебедева, Л.А. Волкова. Ижевск, 1985.

Молчанова 2006  —  Молчанова Л.А. Удмуртский народный костюм: история и  символика. Ижевск, 2006. Орлов 1999 — Орлов П.А. Вещный мир удмуртов: К семантике материальной культуры: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Ижевск, 1999.

Первухин 1888  —  Первухин Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Вятка, 1888. Эскиз II.

Татаринцев 1990  — Русский фольклор Удмуртии  / Сост., предисл., вступ. ст. к  разд., прим. А.Г. Татаринцева. Ижевск, 1990. Трофимова 1993 — Трофимова Е.Я. Праздничная и обрядовая пища // Удмурты: Историко-этногр. очерки. Ижевск, 1993. С. 154–160.

Толкачева 2012  —  Толкачева С.В. Имманентные черты поэтического образа невесты в  русских свадебных песнях и  причитаниях Удмуртии  // Вестник Удмурт. университета. История и филология. 2012. Вып. 4. С. 87–94.

Толкачева 2013  —  Толкачева С.В. Символика ритуального перехода невесты в русском свадебном песенном фольклоре Удмуртии  // Вестник Удмурт. университета. История и филология. 2013. Вып. 4. С. 135–141.

Толстая 2005  —  Толстая С.М. Фольклор и  этнолингвистика  // Первый Всерос. конгресс фольклористов: Сб. докл. М., 2005. Т. 1. С. 118–132.

Шутова 2008 — Шутова Н.И. Женские головные уборы удмуртов XVII — начала XX в.: археолого-этнографические параллели  // Краткие сообщения Института археологии. 2008. Вып. 222. С. 193–209.

Shkljaev 2005  —  Shkljaev G. Puvut  —  Дӥськут  // Marit, mordvalaiset ja udmurtit: Perinteisen kulttuurin tietosanakirja  / Päätoimittaja Ildikŏ Lehtinen. Helsinki, 2005. P. 97–99.