«Он скрытый так, что его и облика нет, а я его нашел, я ему преклоняюсь»: о шаманском следе в современных взглядах на мир у северных селькупов

Альманах
Ключевые слова
селькупы, традиционное мировоззрение, шаманизм, трансформации религиозных верований, история селькупов
Автор
О.Б. Степанова
Сведения об авторе
Ольга Борисовна Степанова
https://orcid.org/0000-0002-2130-2695
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН:
Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3;
тел.: +7 (812) 328-08-12; e-mail: stepanova67@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2023.24.4.008
Аннотация

Актуальным для сегодняшней науки является вопрос сохранения и изменения традиционного мировоззрения, и прежде всего его шаманистической составляющей у современных народов Сибири и Севера. Статья посвящена изучению воздействия шаманской традиции на мировоззрение и образ жизни современных северных селькупов, влиянию шаманизма на формирование новой селькупской идентичности — к этим темам пока никто из ученых не обращался. Рассматривается и вводится в научный оборот ряд до сих пор неизвестных данных по традиционному селькупскому шаманизму и истории шаманства. В фокус исследования поставлены мировоззренческие установки селькупской семьи Тамелькиных, среди предков которой был знаменитый шаман Давыд Калин. Несмотря на то что нынешний глава семьи Тамелькиных обладает исключительными, сближающими его с шаманом, способностями, его взгляды на мироустройство типичны для большинства современных селькупов и лежат в русле традиционной духовности. Сегодняшние селькупы массово верят в существование потусторонних существ — духов, в сверхъестественные силы духов и старых шаманов, боятся духов и почитают их в обрядах жертвоприношения. В последние годы отмечается всплеск интереса селькупов к своим родовым шаманам и к сюжетам селькупской истории, связанным с шаманами. Исследование позволяет сделать вывод о том, что шаманизм оставил глубокий след в сознании селькупов и породил парадокс: шаманы ушли в небытие физически, но живут в народной памяти и владеют умами своих потомков, шаманская вера в селькупах никуда не исчезла, а только укрепила свои позиции.

Список литературы

Источники и материалы

ПМА 2023 — Полевые материалы автора, собранные во время экспедиции 2023 г. в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.

 

Исследования

Белич, Белич 1997 — Белич Иг. В., Белич Ир. В. К вопросу о культовых местах тазовских селькупов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 1997. № 1. С. 99–112.

Головнев 1995 — Головнев А. В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995.

Прокофьева 1949 — Прокофьева Е. Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана // Сборник МАЭ. Т. 11. М.; Л., 1949. С. 335–375.

Степанова 2006 — Степанова О. Б. Злая или добрая: к вопросу о главном мифологическом образе селькупов // Омский научный вестник. 2006. № 8. С. 52–55.

Степанова 2018 — Степанова О. Б. Отношения государства и коренных малочисленных народов Севера в начале ХХI в. в Красноселькупском районе ЯНАО // Вестник угроведения. 2018. № 2. С. 365–374

Для цитирования

Степанова О. Б. «Он скрытый так, что его и облика нет, а я его нашел, я ему преклоняюсь»: о шаманском следе в современных взглядах на мир у северных селькупов» // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 4. С. 99–109.