Учук в современных ритуальных практиках чувашей

Альманах
Ключевые слова
чуваши, Учук, обрядовая культура, религиозные практики
Автор
Е.А. Ягафова, И.Г. Петров
Сведения об авторе
Екатерина Андреевна Ягафова
http://orcid.org/0000-0002-2784-8090
Доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой философии, истории и теории мировой культуры и искусства Самарского государственного социально-педагогического университета:
Российская Федерация, 443099, г. Самара, ул. М. Горького, д. 59;
тел.: +7 (846) 207-88-77; e-mail: yagafova@yandex.ru

Игорь Георгиевич Петров
http://orcid.org/0000-0001-8664-3004
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского ФИЦ РАН:
Российская Федерация, 450077, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 6;
тел.: +7 (347) 272-29-79; e-mail: ipetrov62@yandex.ru

Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2023.24.1.009
Благодарность

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 20– 09–00127 «Религиозные практики чувашей: традиции и их трансформация (конец XX — первые десятилетия XXI в.)».

Аннотация

В статье на примере сельского обряда Учук рассмотрена проблема трансформации современных ритуальных практик чувашей в условиях модернизации общества и под влиянием глобализационных процессов современности. Цель исследования — определение характера, форм и причин трансформации обряда, задачи — характеристика процесса трансформации обряда, его локальных проявлений в различных регионах проживания некрещеных чувашей, роли в религиозной жизни сообщества. Методология исследования основана на понимании обряда как социально обусловленного явления, подверженного изменениям вместе с общественными трансформациями. Работа основана на полевых материалах авторов, собранных в 2001–2022 гг. в селениях некрещеных чувашей в Самарской области, Татарстане и Башкортостане.

Результаты исследования показали существенную трансформацию (редукцию, фестивизацию, меморизацию) обряда за последнее двадцатилетие вследствие изменения условий его функционирования и религиозного сознания его участников, а сохранение и дальнейшее развитие Учук оказались возможны при условии сохранения смысла обряда как жизненно важного ритуала для его участников. Возрожденный Учук показал свою востребованность в современных условиях, в нем сошлись традиции и новации как взаимопроникающие стороны культуры. Традиции заключены в его вербальном, акциональном, числовом кодах, в пространстве и времени совершения ритуала. Новая традиция — обряд-фестиваль служит одновременно цели консолидации сельского сообщества и его презентации в поликультурной среде.

Список литературы

Источники и материалы

АПМА — Архив полевых материалов авторов. 2001, 2021 гг., Самарская обл., Шенталинский р-н, с. Старое Афонькино; 2002 г. РТ, Аксубаевский р-н, с. Новое Якушкино; 2010, 2014 гг., РТ, Альметьевский р-н, с. Старое Суркино; 2021 г., Самарская обл., Челно-Вершинский р-н, с. Чувашское Урметьево; Похвистневский р-н, с. Староганькино; РТ, Аксубаевский р-н, с. Савгачево, Сидулово-Ерыклы, Урмандеево; Нурлатский р-н, с. Абрыскино, Салдакаево, Якушкино; Черемшанский р-н, с. Новое Ильмово; 2022 г., РБ, Бакалинский р-н, д. Юльтимировка.

Каменский 1879 — Каменский Н. Современные остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш // Известия по Казанской епархии. 1879. № 1. С. 17–24.

Магницкий 1881 — Магницкий В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань: Комис. миссионер. противомусульман. сб. при Казан. духовной академии, 1881.

Месарош 2000 — Месарош Д. Сборник чувашского фольклора. Т. 1: Памятники старой чувашской веры / Соб. и обр. Дюла Месарош; [Пер. с венг. Ю. Дмитриева]. Чебоксары: ЧГИГН, 2000.

 

Исследования

Бергер 2019 — Бергер П. Л. Священная завеса. Элементы социологической теории религии / Пер. с англ. Р. Сафронова. М.: Новое лит. обозрение, 2019.

Дюркгейм 2018 — Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / Пер. с фр. В. Земсковой; Под ред. Д. Куракина. М.: Элементарные формы, 2018.

Кайуа 2003 — Кайуа Р. Миф и Человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003. Кырлежев 2013 — Кырлежев А. И. Секуляризм и постсекуляризм в России и мире // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. № 1 (52). С. 161–174.

Ламажаа, Абдулаева 2014 — Ламажаа Ч. К., Абдулаева М. Ш. Архаизация и неотрадиционализм: российские региональные формы // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 68–80.

Мадюкова, Попков 2011 — Мадюкова С. А., Попков Ю. В. Феномен социокультурного неотрадиционализма. СПб.: Алетейя, 2011.

Медведев 2010 — Медведев В. В. Моление учук некрещеных чувашей Башкортостана // Проблемы истории, филологии, культуры. 2010. № 4. С. 282–293.

Петров 2017 — Петров И. Г. Полевое моление «учук» некрещеных чувашей дер. Юльтимировка Бакалинского района РБ (по материалам экспедиций 2010, 2014 гг.) // Документы и материалы по истории и культуре народов Южного Урала. Вып. 1 / Сост. и отв. ред. Ф. Г. Галиева. Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2017.

Радугин, Радугина 2017 — Радугин А. А., Радугина О. А. Постсекуляризм — духовное основание эпохи постмодернизма // Вестник ВГУ. Сер. Философия. 2017. № 1. С. 156–164.

Садиков, Петров 2005 — Садиков Р. Р., Петров И. Г. Полевое моление учук некрещеных чувашей д. Юльтимировка Республики Башкортостан // Н. В. Никольский и чувашская гуманитарная наука XX века: Матер. конф., посв. 125-летию ученого. Чебоксары: ЧГИГН, 2005. С. 191–204.

Салмин 2007 — Салмин А. К. Система фольк-религии чувашей. СПб.: Наука, 2007.

Хобсбаум 2000 — Хобсбаум Э. Изобретение традиции // Вестник Евразии. 2000. № 1. С. 47–62.

Ягафова 2012 — Ягафова Е. А. Трансформация праздничной культуры чувашей на рубеже XX–XXI вв. // Традиционная культура. 2012. № 4. С. 3–14.

Для цитирования

Ягафова Е. А., Петров И. Г. Учук в современных ритуальных практиках чувашей // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 1. С. 98–109.