«Вредит, обогащает, ублажает…»: демонологический персонаж бучыра в мифологических представлениях удмуртов

Альманах
Ключевые слова
дмурты, закамские удмурты, мифология, мифологический персонаж, демоним, бучыра, дух-любовник, дух-обогатитель, дух болезни
Автор
Н.В. Анисимов
Сведения об авторе
Николай Владимирович Анисимов
https://orcid.org/0000-0002-6060-3562
PhD/кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела фольклористики Эстонского литературного музея:
Эстония, 51003, г. Тарту, ул. Ванемуйзе, д. 42;
тел.: +372 5555-64-59;
научный сотрудник отдела филологических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН:
Российская Федерация, 426004, г. Ижевск, ул. Ломоносова, д. 4;
тел.: +7 (462) 68-89-11; e-mail: kyldysin@yandex.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2023.24.1.006
Аннотация

Исследование посвящено рассмотрению малоизученного персонажа удмуртской мифологии — бучыра, получившего в народной терминологии различные локальные варианты названия. Демонологический персонаж тюркского происхождения в некоторых локальных традициях имеет однозначно положительную оценку, в других — характеризуется амбивалентно: в одном случае обогащает, помогает и/или сексуально удовлетворяет своего хозяина, в другом — привносит беспокойство, совершает сексуальное насилие, провоцирует физические и психические болезни. Бучыра может принимать самые различные формы: антропоморфную, зооморфную, «нулевоморфную». Исходя из имеющихся материалов, можно выделить три основных признака, определяющих его природу: черты домашнего духа-обогатителя, черты духа-любовника, черты духа болезни. Все они могут уживаться в семантике одного образа или быть редуцированными.

Анализ современного бытования народных представлений о духе бучыра выполнен на
основе имеющейся литературы, однако основной базой послужили полевые материалы автора, собранные в экспедициях к локальным группам удмуртов, преимущественно закамским. Сбор материала велся также посредством интернет-ресурсов «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», а также приложения-мессенджера WhatsApp. Главным источником, позволяющим реконструировать народные представления, послужили мифологические рассказы, былички о духе бучыра. В статье в научный оборот впервые вводится ранее не опубликованный корпус новых текстов и терминов об этом персонаже.

Список литературы

Источники и материалы

Алатырев 1988 — Алатырев В. И. Этимологический словарь удмуртского языка: Буквы А, Б. 788 словарных статей / Под ред. В. М. Вахрушева, С. В. Соколова. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1988.

Атаманов-Эграпи 2005 — Атаманов-Эграпи М. Г. Песни и сказы ушедших эпох = Эгра кырӟа, Эгра вера. Ижевск: Удмуртия, 2005.

Ахметьянов 1981 — Ахметьянов Р. Г. Общая лексика духовной культуры народов среднего Поволжья. М.: Наука, 1981.

БУРС — Большой удмуртско-русский словарь. URL: http://udmcorpus.udman.ru/ dictionary (дата обращения: 10.04.2020).

Насибуллин, Семенов 2013 — Насибуллин Р. Ш., Семенов В. Г. Системно-тематический русско-удмуртский словарь / Под общ. ред. Р. Ш. Насибуллина. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2013.

ПМА — Полевые материалы автора.

ТРС — Татарско-русский и русско-татарский словари онлайн. URL: https://tatpoisk.net/ dict (дата обращения: 10.04.2020).

Wichmann 1987 — Wotjakischer Wortschatz. Aufgezeichnet von Yrjö Wichmann. Helsinki, 1987.

 

Исследования

Анисимов 2017 — Анисимов Н. «Диалог миров» в матрице коммуникативного поведения удмуртов. Тарту: Univercity of Tartu Press, 2017.

Давлетшин 1986 — Давлетшин К. Д. Нации и ислам (критика философско-теологических концепций о единстве наций и ислама). Казань: Тат. кн. изд-во, 1986.

Иванова и др. 2018 — Иванова А. М., Хазиева-Демирбаш Г. С., Артемьев Ю. М. Демонимы в мифоритуальной традиции татар // Вестник Чувашского университета. 2018. № 4. С. 237–243.

Касимов 2013 — Касимов Р. Н. Очерки религиозно-мифологических представлений че­пецких татар / Науч. ред. А. Е. Загребин. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2013.

Левкиевская 1996 — Левкиевская Е. Е. Славянские представления о способах коммуникации между тем и этим миром // Концепт движения в языке и культуре. М.: Индрик, 1996. С. 185–212.

Левкиевская 2014 — Левкиевская Е. Е. О некоторых мотивах карпатской мифологии: (Комментарии к быличкам М. К. Гайдук) // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 3 / Отв. ред. и сост. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. М.: Индрик, 2014. С. 425–440.

Ойноткинова 2018 — Ойноткинова Н. Р. Демоним «аза» в языке и фольклоре тюрков Южной Сибири // Сибирский филологический журнал. 2018. № 2. С. 40–52.

Садиков 2019 — Садиков Р. Р. Традиционная религия закамских удмуртов (история и современность). 2-е изд., доп. Уфа: Первая типография, 2019.

Хисамитдинова 2011 — Хисамитдинова Ф. Г. Словарь башкирской мифологии. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011.

Хобзей 2002 — Хобзей Н. Гуцульска мiфологiя: Етнолiнгвiстичний словник. Львiв: Ін-т українознавства ім. І. Крип’якевича НАНУ, 2002.

Черных 2002 — Черных А. В. Удмурты Куединского района: история и культура. Пермь; Куеда: Администрация Куединского р-на Пермской обл., 2002.

Юсупов, Минибаев 2006 — Юсупов Р. М., Минибаева З. И. Народные представления о болезнях и причинах их возникновения у башкир Курганской области // Этнос. Общество. Цивилизация: Кузеевские чтения: Сб. ст. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006. С. 195–196.

Для цитирования

Анисимов Н. В. «Вредит, обогащает, ублажает…»: демонолгический персонаж бучыра в мифологических представлениях удмуртов // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 1. С. 66–75.