orcid.org/0000-0002-1927-3987
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории ФИЦ “Коми научный центр Уральского отделения РАН”:
167982, ГСП-2, Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26,
тел.: +7 (8212) 20-17-02, e-mail: rassyhaev@mail.ru
Публикация подготовлена в рамках плановой темы НИР «Поэтика фольклора народов Европейского Севера России в синхронии и диахронии» (рег. № 121051400044-2).
Статья основывается на полевых экспедиционных материалах начала XXI в., записанных от верхневычегодских коми в Корткеросском районе Республики Коми. На основе аутентичных текстов впервые дана характеристика устных рассказов с мотивом божьего наказания за осквернение церквей и часовен в фольклорной традиции верхневычегодских коми.
Современные записи показывают, что нарративы о разрушении храмов не уходят
из репертуара вместе с поколением рассказчиков-очевидцев, а продолжают функционировать в устах неочевидцев событий. Помимо этого, мотив божьего наказания почти всегда сопутствует святотатству. Разрушители наказываются скорой смертью (гибелью на войне, в результате несчастного случая), болезнями, увечьями, расстройствами рассудка. Божье наказание распространяется как на осквернителей, так и на членов их семьи (вплоть до седьмого колена). Святотатством считается как разрушение храма, сброс крестов, куполов, осквернение икон, так и использование церковного кирпича и культовых предметов в хозяйственных целях. В фольклорной традиции коми не акцентируется внимание на национальной принадлежности разрушителя храма, что было замечено в украинской традиции. В образе осквернителя чаще фигурируют мужчины из своего села, представители советской власти (коммунист, партийный человек, председатель колхоза/сельсовета, милиционер и т. п.), выполняющие указания начальников.
Замечено, что устные рассказы на коми языке имеют много общего с русской фольклорной прозой в трактовке событий и функционировании мотива божьего наказания за разрушение храмов.
Источники и материалы
Каргополье 2009 — Каргополье: Фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни, присловья) / Сост. М. Д. Алексеевский, В. А. Комарова, Е. А. Литвин, А. Б. Мороз, Н. В. Петров; Под общ. ред. А. Б. Мороза. М.: ОГИ, 2009. 616 с.
Панюков 1999 — Панюков И. М. Висер вож да сэтчӧс олысьяс йылысь пасйӧдъяс [Заметки о Вишерском крае и его жителях]. Корткерос: [б.и.], 1999. 107 с. На коми яз.
Фольклор Судогодского края 1999 — Фольклор Судогодского края / Сост. В. Е. Добровольская, И. А. Морозов, В. Г. Смолицкий. М.: ГРЦРФ, 1999. 336 с.
ФФ ИЯЛИ — Фольклорный фонд Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН (г. Сыктывкар, Республика Коми).
Исследования
Атлас 2001 — Атлас Республики Коми / Науч. ред. Э. А. Савельева. М.: Изд-во ДИК, 2000.
Буйских 2014 — Буйских Ю. «Кара Божья» и «Чудо Господнее» в рассказах об осквернении святынь в текстах современной украинской крестьянской традиции // Acta Baltico-Slawica. 2014. 38. S. 263–278.
Власова 2018 — Власова В. В. Изменение культурного ландшафта в советский и постсоветский периоды: сельские храмы и кладбища (на примере Республики Коми) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 74–85.
Добровольская 1997 — Добровольская В. Е.Несказочная проза о разрушении церквей // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. матер. науч.-практ. конф. Вып. 2. М.: ГРЦРФ, 1997. С. 76–88.
Добровольская 1999 — Добровольская В. Е. Несказочная проза о разрушении церквей // Русский фольклор: Матер. и исследования. Т. XXX. СПб.: Наука, 1999. С. 500–512.
Дранникова 2020 — Дранникова Н. В. Разрушение православных церквей и культовых сооружений в повествовательной традиции Архангельской области // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 2. С. 91–102.
Иванова 2008 — Иванова А. В. Разрушение храмов и гонение на православие в контексте устной истории Кенозерья // Народные культуры Европейского Севера: Матер. респ. науч. конф. (г. Архангельск, 15–17 октября 2007 г.) / Отв. ред. Н. В. Дранникова. Архангельск: Издво Помор. ун-та, 2008. С. 147–155.
Липатова 2019 — Липатова А. П. Вариативность легенды. М.: РГГУ, 2019. 215 с.
Липатова 2020 — Липатова А. П. Рассказы о разрушении святыни в контексте цикла: наблюдение над одной закономерностью // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 2. С. 103–114.
Мороз 2000 — Мороз А. Б. Устная история русской церкви в советский период (народные предания о разрушении церквей) // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. М., 2000. Вып. 6. С. 177–185.
Мороз 2014 — Мороз А. Б. Разрушение церквей в советский период: два взгляда // Historia mówiona w świetle nauk humanistycznech i społecznych. Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2014. S. 187–195.
Петров 2009 — Петров Н. В. Указатель сюжетов и мотивов к разделам «Легенды и предания», «Рассказы о староверах и скрытниках», «Присловья» // Каргополье: Фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни, присловья) / Сост. М. Д. Алексеевский, В. А. Комарова, Е. А. Литвин, А. Б. Мороз, Н. В. Петров; Под общ. ред. А. Б. Мороза. М.: ОГИ, 2009. С. 495–539.
Рассыхаев 2024 — Рассыхаев А. Н. Коми фольклорын вичкояс кисьтӧм йылысь висьтъяс [Рассказы о разрушении церквей в коми фольклоре] // Коми филология. 2024. Вып. 11– 12. С. 191–201. На коми яз.
Фадеева 2003 — Фадеева Л. В. Рассказы о разорении святыни в современной устной традиции Пинежья: (К проблеме специфики сюжета и жанра) // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Матер. IV Междунар. науч. конф. «Рябининские чтения – 2003». Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2003. С. 123–126.
Фадеева 2017 — Фадеева Л. В. Рассказы о поругании святынь в исторической памяти севернорусской деревни (конец ХХ — начало XXI века) // Человек и событие в исторической памяти: Сб. ст. / Отв. ред. Ю. А.
Крашенинникова. Сыктывкар: Изд-во ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2017. С. 89–103.
Шарапов 2001 — Шарапов В. Э. Живая традиция: заветные и храмовые праздники у современных сельских коми // Христианство и язычество народа коми / [Сост. и науч. ред. Н. Д. Конаков]. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2001. С. 148–168.
Штырков 2012 — Штырков С. А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012. (Kunstkamera Petropolitana).
Рассыхаев А. Н. Мотив божьего наказания за разрушение храмов в устных рассказах верхневычегодских коми // Традиционная культура. 2025. Т. 26. № 2. С. 60–71.