Мотив божьего наказания за разрушение храмов в устных рассказах верхневычегодских коми

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
коми фольклор, устная несказочная проза коми, устные рассказы, разрушение церквей, божье наказание
Автор
А.Н. Рассыхаев
Сведения об авторе
Алексей Николаевич Рассыхаев
orcid.org/0000-0002-1927-3987
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории ФИЦ “Коми научный центр Уральского отделения РАН”:
167982, ГСП-2, Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26,
тел.: +7 (8212) 20-17-02, e-mail: rassyhaev@mail.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2025.26.2.004
Благодарность

Публикация подготовлена в рамках плановой темы НИР «Поэтика фольклора народов Европейского Севера России в синхронии и диахронии» (рег. № 121051400044-2).

Аннотация

Статья основывается на полевых экспедиционных материалах начала XXI в., записанных от верхневычегодских коми в Корткеросском районе Республики Коми. На основе аутентичных текстов впервые дана характеристика устных рассказов с мотивом божьего наказания за осквернение церквей и часовен в фольклорной традиции верхневычегодских коми.

Современные записи показывают, что нарративы о разрушении храмов не уходят
из репертуара вместе с поколением рассказчиков-очевидцев, а продолжают функционировать в устах неочевидцев событий. Помимо этого, мотив божьего наказания почти всегда сопутствует святотатству. Разрушители наказываются скорой смертью (гибелью на войне, в результате несчастного случая), болезнями, увечьями, расстройствами рассудка. Божье наказание распространяется как на осквернителей, так и на членов их семьи (вплоть до седьмого колена). Святотатством считается как разрушение храма, сброс крестов, куполов, осквернение икон, так и использование церковного кирпича и культовых предметов в хозяйственных целях. В фольклорной традиции коми не акцентируется внимание на национальной принадлежности разрушителя храма, что было замечено в украинской традиции. В образе осквернителя чаще фигурируют мужчины из своего села, представители советской власти (коммунист, партийный человек, председатель колхоза/сельсовета, милиционер и т. п.), выполняющие указания начальников.

Замечено, что устные рассказы на коми языке имеют много общего с русской фольклорной прозой в трактовке событий и функционировании мотива божьего наказания за разрушение храмов.

Список литературы

Источники и материалы

Каргополье 2009 — Каргополье: Фольк­лорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни, присловья) / Сост. М. Д. Алексеевский, В. А. Комарова, Е. А. Литвин, А. Б. Мороз, Н. В. Петров; Под общ. ред. А. Б. Мороза. М.: ОГИ, 2009. 616 с.

Панюков 1999 — Панюков И. М. Висер вож да сэтчӧс олысьяс йылысь пасйӧдъяс [Заметки о Вишерском крае и его жителях]. Корткерос: [б.и.], 1999. 107 с. На коми яз.

Фольклор Судогодского края 1999 — Фольклор Судогодского края / Сост. В. Е. Добро­вольская, И. А. Морозов, В. Г. Смолицкий. М.: ГРЦРФ, 1999. 336 с.

ФФ ИЯЛИ — Фольклорный фонд Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН (г. Сыктывкар, Республика Коми).

 

Исследования

Атлас 2001 — Атлас Республики Коми / Науч. ред. Э. А. Савельева. М.: Изд-во ДИК, 2000.

Буйских 2014 — Буйских Ю. «Кара Божья» и «Чудо Господнее» в рассказах об осквернении святынь в текстах современной украинской крестьянской традиции // Acta Baltico-Slawica. 2014. 38. S. 263–278.

Власова 2018 — Власова В. В. Изменение культурного ландшафта в советский и постсоветский периоды: сельские храмы и кладбища (на примере Республики Коми) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 74–85.

Добровольская 1997 — Добровольская В. Е.Несказочная проза о разрушении церквей // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. матер. науч.-практ. конф. Вып. 2. М.: ГРЦРФ, 1997. С. 76–88.

Добровольская 1999 — Добровольская В. Е. Несказочная проза о разрушении церквей // Русский фольклор: Матер. и исследования. Т. XXX. СПб.: Наука, 1999. С. 500–512.

Дранникова 2020 — Дранникова Н. В. Разрушение православных церквей и культовых сооружений в повествовательной традиции Архангельской области // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 2. С. 91–102.

Иванова 2008 — Иванова А. В. Разрушение храмов и гонение на православие в контексте устной истории Кенозерья // Народные культуры Европейского Севера: Матер. респ. науч. конф. (г. Архангельск, 15–17 октября 2007 г.) / Отв. ред. Н. В. Дранникова. Архангельск: Издво Помор. ун-та, 2008. С. 147–155.

Липатова 2019 — Липатова А. П. Вариативность легенды. М.: РГГУ, 2019. 215 с.

Липатова 2020 — Липатова А. П. Рассказы о разрушении святыни в контексте цикла: наблюдение над одной закономерностью // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 2. С. 103–114.

Мороз 2000 — Мороз А. Б. Устная история русской церкви в советский период (народные предания о разрушении церквей) // Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. М., 2000. Вып. 6. С. 177–185.

Мороз 2014 — Мороз А. Б. Разрушение церквей в советский период: два взгляда // Historia mówiona w świetle nauk humanistycznech i społecznych. Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2014. S. 187–195.

Петров 2009 — Петров Н. В. Указатель сюжетов и мотивов к разделам «Легенды и предания», «Рассказы о староверах и скрытниках», «Присловья» // Каргополье: Фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни, присловья) / Сост. М. Д. Алексеевский, В. А. Комарова, Е. А. Литвин, А. Б. Мороз, Н. В. Петров; Под общ. ред. А. Б. Мороза. М.: ОГИ, 2009. С. 495–539.

Рассыхаев 2024 — Рассыхаев А. Н. Коми фольклорын вичкояс кисьтӧм йылысь висьтъяс [Рассказы о разрушении церквей в коми фольклоре] // Коми филология. 2024. Вып. 11– 12. С. 191–201. На коми яз.

Фадеева 2003 — Фадеева Л. В. Рассказы о разорении святыни в современной устной традиции Пинежья: (К проблеме специфики сюжета и жанра) // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Матер. IV Междунар. науч. конф. «Рябининские чтения – 2003». Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2003. С. 123–126.

Фадеева 2017 — Фадеева Л. В. Рассказы о пору­гании святынь в исторической памяти севернорусской деревни (конец ХХ — начало XXI века) // Человек и событие в исторической памяти: Сб. ст. / Отв. ред. Ю. А.

Кра­шенинникова. Сыктывкар: Изд-во ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2017. С. 89–103.

Шарапов 2001 — Шарапов В. Э. Живая традиция: заветные и храмовые праздники у современных сельских коми // Христианство и язычество народа коми / [Сост. и науч. ред. Н. Д. Конаков]. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2001. С. 148–168.

Штырков 2012 — Штырков С. А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб.: Наука, 2012. (Kunstkamera Petropolitana).

Для цитирования

Рассыхаев А. Н. Мотив божьего наказания за разрушение храмов в устных рассказах верхневычегодских коми // Традиционная культура. 2025. Т. 26. № 2. С. 60–71.