НОВАЯ РОССИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ И ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА: ПАРАДОКСЫ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ (ЗАПАДНЯ СИБИРЬ, XXI ВЕК)

Скачать pdf
Альманах
Ключевые слова
Западная Сибирь, Омская область, Окунево, экопоселения, мифология, глобальная информационная среда
Автор
А.Г. СЕЛЕЗНЕВ, И.А. СЕЛЕЗНЕВА
Сведения об авторе
АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ СЕЛЕЗНЕВ
https://orcid.org/0000-0001-6096-7190
Кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Омской лаборатории Института археологии и этнографии СО РАН:
Российская Федерация, 644024, г. Омск, пр-т Маркса, д. 15;
доцент Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского:
Российская Федерация, 644077, г. Омск, пр-т Мира, д. 55а;
тел.: +7 (3812) 37-17-49; e-mail: seleznev@myttk.ru

ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА СЕЛЕЗНЕВА
https://orcid.org/0000-0003-2292-0476
Кандидат исторических наук, доцент, директор Сибирского филиала Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева:
Российская Федерация, 644077, г. Омск, ул. Андрианова, д. 28;
доцент Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского:
Российская Федерация, 644077, г. Омск, пр-т Мира, д. 55а;
тел.: +7 (3812) 67-17-42; e-mail: ir_selez@ mail.ru
Благодарность

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17–01–00423 «Новые экологические движения России в социальном окружении: взаимодействие с политическими, образовательными, информационными институтами»

Аннотация

В статье проанализирована новая мифология, формирующаяся в эпоху постмодерна и постиндустриального общества. Источниковую базу составляют полевые материалы, собранные в ходе этнографического обследования нового сакрального центра, возникшего в д. Окунево, и идейно(религиозно)-ориентированных экопоселений, получивших распространение на территории Омской области Материалы относятся к XXI в. В фокусе внимания — мифологические мотивы, причудливо интерпретирующие ход истории, в том числе знаковые археологические объекты; мотивы сакрализации власти и национального лидера (президента); осмысление в народном сознании актуального научного процесса, в частности медийного отражения геногеографии, гаплогрупп и других «модных» научных учений. Рассматривается понятие хронотопа новых сакральных пространств. Его основу зачастую составляют археологические объекты, подвергающиеся сакрализации и мифологизации. При этом новая оккультно-мистическая мифология, связанная с археологическими памятниками, является лишь модернизацией весьма архаичных традиционных представлений и архетипов. Анализируется популярный этиологический миф о древнем великом городе на месте нынешнего г. Омска. Социальной базой подобных мотивов является состояние психологической фрустрации в связи с утерей регионами России былой экономической и культурной значимости, централизация и концентрация всех культурных и экономических ресурсов практически только в столицах России, с одновременной маргинализацией остальных территорий.
Относительно процессов взаимовлияния актуальной мифологии и глобальной информационной среды сделан вывод, что современные технологии и сетевая культура создают новые возможности циркуляции информационных потоков. Формирующиеся в массовом сознании неомифологические конструкции популяризуются, творчески перерабатываются и обогащаются в медийном пространстве, а затем возвращаются широким массам в модернизированном виде.

Список литературы

Бахтин 1975 —  Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234–407.

Виноградов, Громов 2006  —  Виноградов В. В., Громов Д. В. Представления о  камнях-валунах в традиционной русской культуре // Этнографическое обозрение. 2006. № 6. С. 125–143.

Головнева, Шмидт 2015  —  Головнева Е., Шмидт И. Обращение к вере, утопия и сакральное место (д. Окунево в Западной Сибири) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 3 (33). C. 291–321.

Доронин 2016 —  Доронин Д. Ю. Что опять не так с «алтайской принцессой»? Новые факты из ньюслорной биографии Ак Кадын // Сибирские исторические исследования. 2016. № 1. С. 74–104.

Доронин 2016а  —  Доронин Д. Ю. Белый конь на гребне горы: структура и  маркеры коммуникации в визионерских практиках алтайцев // Вестник РГГУ. Серия История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 12 (21). С. 115–134.

Клейн 2011 —  Клейн Л. С. История археологической мысли: В 2 т. Т. 2. СПб., 2011. 626 с.

Матвеев 2016 —  Матвеев А. В. С. У. Ремезов. Предчувствие Омска? // Известия Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество». 2016. Вып. 13 (22). С. 25–33.

Овчинников 2017 —  Овчинников А. В. «Возрождение» Болгара и Свияжска — новейший опыт конструирования исторической памяти // Вестник Пермского университета. Серия История. 2017. № 4 (39). С. 192–201.

Селезнев 2011 —  Селезнев А. Г. Старые и новые иеротопии Сибири: технология конструирования религиозной идентичности // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и  культурная идентичность. Омск, 2011. С. 123–136.

Селезнев 2014 —  Селезнев А. Г. Новая мифология истории: архетип «древних цивилизаций» и сакральный центр в районе деревни Окунево // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 41–59.

Селезнев, Селезнева 2013 —  Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Ритуальные практики в сибирском исламе: элиты, книги, сны // Традиционная культура. 2013. № 3 (51). С. 120–132.

Селезнев, Селезнева 2017 —  Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Археологические памятники и новые сакральные пространства: иеротопия, хронотоп и глобальная информационная среда // Уральский исторический вестник. 2017. № 1 (54). С. 135–143.

Селезнев, Селезнева 2017а  —  Селезнев А. Г., Селезнева И. А. «Жить по совести и в ладу с природой»: новые экологические поселения в современном социокультурном пространстве (Западная Сибирь, Омская область) // Вестник Омского университета. Серия Исторические науки. 2017. № 4 (16). С. 264–276.

Селезнева 2014 —  Селезнева И. А. Сакральный центр и внешний мир: проблемы взаимодействия // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 59–73.

Тюхтенева 2006  —  Тюхтенева С. П. Земля моего сновидения // Этнографическое обозрение. 2006. № 6. С. 31–37.

Шнирельман 2009 —  Шнирельман В. Президенты и археология, или Что ищут политики в древности: далекое прошлое и его политическая роль в СССР и в постсоветское время // Ab Imperio: Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2009. № 1. С. 279–323.

Шнирельман 2014 —  Шнирельман В. А. Аркаим и Стоунхендж между прошлым и будущим // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 19–40.

Яшин 2001 —  Яшин В. Б. «Церковь православных староверов-инглингов» как пример неоязыческого культа // Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001. С. 56–67.

Яшин 2014  —  Яшин В. Б. Классик археологии и «неклассическая» археология // Vita scientifi cus, или Археолог В. И. Матющенко. Омск, 2014. С. 108–131.

Broz 2009  —  Broz L. Substance, Conduct, and History: “Altaian-ness” in the Twenty-First Century // Sibirica. 2009. Vol. 8. № 2. Summer. P. 43–70.

Broz 2011 —  Broz L. Spirits, Genes and Walt Disney’s Deer: Creativity in Identity and Archaeology Disputes (Altai, Siberia) // Th e archaeological encounter: anthropological perspective. St. Andrews: Centre for Amerindian, Latin American and Caribbean Studies, University of St. Andrews, 2011. Р. 263–297.

Eade, Katić 2014 —  Pilgrimage, Politics and Place-Making in Eastern Europe: Crossing the Bord. Ed. by John Eade, Mario Katić. Farnham, England: Ashgate, 2014. xiv + 187 p.

Halemba 2006  —  Halemba A. The Telengits of Southern Siberia: Landscape, Religion and Knowledge in Motion. London: Routledge, 2006.

Halemba 2008 —  Halemba A. What does it feel like when your religion moves under your feet? Religion, Earthquakes and National Unity in the Republic of Altai, Russian Federation // Zeitschrift  für Ethnologie. 2008. Bd. 133. H. 2. P. 283–299.

Mikhailov 2013  —  Mikhailov D. A. Altai Nationalism and Archeology // Anthropology and Archeology of Eurasia. 2013. Fall. Vol. 52. № 2. P. 33–50.

Plets et al. 2013 —  Plets G., Konstantinov N., Soenov V., Robinsson E. Repatriation, Doxa, and Contested Heritages: Th e Return of the Altai Princess in an International Perspective // Anthropology and Archeology of Eurasia. 2013. Fall. Vol. 52. № 2. P. 73–98.