Святой с луковкой в руке: реконструкция сакрального пространства на месте гибели блаженного два века спустя

Альманах
Ключевые слова
местночтимый святой, сакрализация пространства, конструирование сакрального пространства, фольклорная несказочная проза, чудо, вариативность
Автор
А.П. Липатова
Сведения об авторе
Антонина Петровна Липатова
https://orcid.org/0000-0002-9041-1342
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова:
Российская Федерация, 432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 4/5;
тел.: +7 (8422) 44-11-58; e-mail: antonina.antonina282@yandex.ru
Дата поступления
Дата публикации
DOI
https://doi.org/10.26158/TK.2023.24.3.012
Благодарность

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23–28–01265, проект «Специфика освоения человеком традиционного сакрального пространства в постсоветской России (на примере Ульяновской и Нижегородской областей)».

Аннотация

Пространство получает особый статус вследствие «мифического “первособытия”» (В. Виноградов), понимаемого как иерофания (М. Элиаде). Таким событием может стать смерть местночтимого святого, влекущая за собой почитание могилы подвижника. Почитание могил святых нельзя отнести к изученным. Предварительный подход к теме позволяет выделить две модели почитания: объект первичен / пространство вторично (перенос мощей приводит к сотворению нового почитаемого пространства), пространство первично / объект вторичен (пространство продолжает почитаться, несмотря на перенос мощей). Задача статьи — рассмотреть могилу местночтимого святого как особый тип сакрального пространства. Материалом для анализа послужили полевые записи, произведенные в процессе наблюдения за двумя крестными ходами в 2006 г. на могилу блаженного Васеньки, расположенную в лесу между Языково и Теньковкой — селами Карсунского района Ульяновской области. Юродивый Васенька жил здесь в XIX в. Он отличался праведным образом жизни, за что Господь послал ему чудесную смерть: рассказывают, что после смерти тело Васеньки сорок дней оставалось нетленным. Похоронили его на месте смерти — на той поляне в лесу, где было обнаружено его тело. Помимо «Васенькиной могилы» на исследуемой местности почитается расположенная на кладбище в Базарном Урене могила отца Василия — еще одного местночтимого святого, умершего в 1950 г. Информационный фонд и обрядовая сторона почитания о. Василия сформированы. Помимо могилы в лесу о жизни Васеньки блаженного из XIX в. напоминает его жизнеописание, составленное преподобноисповедником Гавриилом (Игошкиным), проживавшим в Базарном Урене в 1940-е гг. В статье осуществлена попытка оценить влияние письменного жития Васеньки, а также почитания о. Василия на конструирование культа блаженного Васеньки.

Список литературы

Источники и материалы

Березкин, Дувакин — Березкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Где спиной — буераки, где головой — красные маки // Березкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам: Аналитический каталог. URL: https://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin/ b110.html (дата обращения: 09.03.2023).

Гавриил 2005 — Духовное наследие преподобноисповедника Гавриила, архимандрита Мелекесского. Симбирск: [Печат. двор], 2005.

Дмитриев 2003 — Блаженный старец Василий: (1868–1950) / [Авт.-сост. протоиерей Владимир Дмитриев]. Ульяновск, 2003.

Карнаухова 2008 — Сказки и предания Северного края. В зап. И. В. Карнауховой. М.: Фонд поддержки экон. развития стран СНГ, 2008.

Элиаде 2000 — Элиаде М. Священность природы и космическая религия // Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; обряды и символы; Священное и мирское. М.: Ладомир 2000.

 

Исследования

Лидов 2006 — Лидов А. М. Иеротопия. СозАнтонова (Липатова) 2023 — Антонова (Липатова) А. П. Как тагайские стрельцы за иконой ходили (состязание за святыню как попытка ее приватизации) // Русская традиционная культура сегодня: экспедиционные и архивные открытия / Под ред. М. Г. Матлина. Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2023. С. 50–56.

Бланк 2009 — Бланк К. Иеротопия сокровенного града: невидимый Китеж, никоновский Новый Иерусалим и петровский Парадиз // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. М.: Индрик, 2009. С. 837–849.

Виноградов 2019 — Виноградов В. В. Северорусские почитаемые места: топика святынь: Избр. статьи, диссертация / Сост. Е. В. Хаздан. СПб.: Пропповский центр, 2019.

Давыдов 2012 — Давыдов И. П. От иконописи — к иконике (критический анализ эписистемы православной иконологии) // Вестник ПСТГУ. Сер. Богословие, Философия. 2012. № 2 (40). С. 49–58.

Детелич 2014 — Детелич М. Могила в лесу: взаимодействие пространственного и растительного кодов в эпосе // Традиционная культура. 2014. № 2 (54). С. 105–122.

Жердева 2008 — Жердева А. С. Осмысление понятия «сакральное» в современном философском дискурсе // Ученые записки Таврического национального ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. Философия. Социология. 2008. Т. 21 (60). № 1. С. 437–444.

Липатова 2010а — Липатова А. П. Образ святого человека в русской традиционной культуре (на материале Ульяновского Присурья) // Образный мир традиционной культуры: Сб. ст. М.: ГРЦРФ, 2010. С. 59–76.

Липатова 2010б — Липатова А. П. Дурак и святой: игра с реальностью или игра в реальность // Личность: игра и реальность. М.: ИЭА РАН, 2010. С. 215–235.

Липатова 2012 — Липатова А. П. Болящие // Традиционная культура Ульяновского Присурья: Этнодиалектный словарь. Т. 1. М.: Индрик, 2012а. С. 213–227.

Липатова 2012б — Липатова А. П. Отец Максим (персона) // Традиционная культура Ульяновского Присурья: Этнодиалектный словарь. Т. 2. М.: Индрик, 2012. С. 218–228.

Лидов 2006 — Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия. Т. 1: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М.: Индрик, 2006. С. 9–31.

Лидов 2009 — Лидов А. М. Новые Иерусалимы. Перенесение Святой Земли как порождающая матрица христианской культуры (введение) // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. М.: Индрик, 2009. С. 5–10.

Мельник 2015 — Мельник А. Г. Практики почитания «своих» святых в Спасо-Прилуцком монастыре в XV–XVI вв. // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 278–283.

Новичкова 2001 — Новичкова Т. А. Эпос и миф. СПб.: Наука, 2001.

Фадеева 2004а — Фадеева Л. В. Рассказы о блаженных и прозорливых в Инзенском районе Ульяновской области. Катенька Пятинская // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 3. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 200–217.

Фадеева 2004б — Фадеева Л. В. Рассказы о местночтимых святынях: к проблеме цикла // Матер. VI Междунар. школы молодого фольклориста (22–24 ноября 2003 г.). Архангельск: Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2004. Вып. 2. С. 52–61.

Цеханская 2007 — Цеханская К. В. Почитание мощей святых и могил подвижников благочестия: истоки и современные формы // Традиции и современность. 2007. № 6. С. 20–36.

Чистов 1967 — Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII– XIX вв. М.: Наука, 1967.

Шеваренкова 2012 — Шеваренкова Ю. М. Новомученица Дуняша Суворовская: житие устное и книжное // Живая старина. 2012. № 1. С. 11–14.

Шнирельман 2014 — Шнирельман В. А. Места силы: Конструирование сакрального пространства. Введение к дискуссии // Этнографическое обозрение. 2014. № 5. С. 3–9.

Шукуров 2010 — Шукуров Р. М. Создание сакральных пространств. Две новые публикации // Византийский временник. 2010. Т. 69. С. 370–374.

Для цитирования

Липатова А. П. Святой с луковкой в руке: реконструкция сакрального пространства на месте гибели блаженного два века спустя // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 3. С. 144–157.